30 марта 2020 года в 15 часов приглашаем на виртуальную мини-экскурсию кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника ДРЗ Николая Игоревича Герасимова «Философы русского зарубежья».
Виртуальная мини-экскурсия Н.И.Герасимова по Музею русского зарубежья
Русская философская мысль отечественного зарубежья представляет собой итог развития духовных исканий мыслителей, стремившихся стать частью европейской философии, не обрывая своих корней с интеллектуальной традицией русских философов прошлых веков. Уехавшие из России под давлением обстоятельств или депортированные из страны насильственно, русские философы (многие из которых в начале своего пути были марксистами) наряду с учеными и богословами создали крупные исследовательские и образовательные центры во многих странах мира. Работая над развитием философской мысли, они не забывали о просветительской и социально-преобразовательной деятельности в среде представителей русской диаспоры — так на свет появились Религиозно-философская академия (Берлин, Париж), Русский научный институт (Берлин, Белград), Русский народный университет и Русский юридический факультет (Прага) — институции, в которых философы выступали не только в роли преподавателей, но и в роли администраторов, тесно сотрудничая с научными и богословскими сообществами русских эмигрантов. Сильнейшим образом русские философы повлияли и на издательскую деятельность русского зарубежья — без созданной ими «YMCA-Press» сложно представить судьбу русского литературы.
Идеи философов-эмигрантов были востребованы мировой академической философией высших учебных заведений Европы и Америки. Находясь в изгнании, некоторые русские философы (особенно Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов) приобрели последователей среди европейских интеллектуалов, а их тесное сотрудничество с немецкими и французскими теологами, историками культуры и литературными критиками привело к появлению на свет целых философских направлений, которые в мире принято считать «изобретениями» западноевропейской культуры (персонализм, экзистенциализм и французское неогегельянство). Несмотря на внутреннюю противоречивость, русская философская мысль обладала вполне цельным представлением об актуальных проблемах философского знания и возможных способах их решения. В XX веке русские философы занимали положение, «параллельное» англо-американской аналитической традиции (Дж.Мур, Б.Рассел, У.Куайн), близкое к школе франко-германской феноменологии (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж-П.Сартр), неокантианству (Г.Риккерт, В.Виндельбанд), философии жизни (А.Бергсон, О.Шпенглер, В.Дильтей) и диаметрально противоположное всем формам материализма и позитивизма. Своими ближайшими «союзниками» они считали европейских неотомистов (Ж.Маритен, Э.Жильсон). Избегая крайнего иррационализма, русская философская мысль основывалась на убеждении, что мир устроен таким образом, что человеческий разум не в силах постичь все его тайны, а все способы изобрести какой-либо универсальный метод познания обречены на провал. Вместе с тем тесный диалог европейского идеализма и религиозно-философского наследия русской культуры может дать надежду на метафизическое преобразование мира, в котором человек раскроет свой творческий потенциал.
Вдали от Родины сообщество русских философов выработало свой уникальный язык самоописания, благодаря которому современный читатель может познакомиться с его историей «из первых уст». Его богатое историографическое наследие пронизано эхом войны и страхом остаться «никем» в мире, где личность обречена спасаться от наковальни тоталитарных режимов. Балансируя между публицистикой и академизмом, большинство философов-эмигрантов осмысливало опыт эмиграции и вопросы русской истории с надеждой быть когда-то услышанными потомками в России, свободной для философского творчества.