Экспозиция «Лики Нескучного» предоставляет уникальную возможность познакомиться с неизвестными до сего времени произведениями Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожденной Лансере; 1884–1967), ее отца — скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886), братьев — художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946) и архитектора Николая Евгеньевича Лансере (1879–1942), сестры Екатерины Евгеньевны Зеленковой (урожденной Лансере; 1882–1921), брата матери — художника, архитектора Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936). Безусловным открытием для широкой публики станут графические работы племянника Зинаиды Евгеньевны — театрального художника Дмитрия Владимировича Зеленкова (1909–1951).
«Дворянских гнезд заветные аллеи…» — писал поэт К.Д.Бальмонт о дворянских усадьбах России, где рождалось великое искусство: музыка, поэзия, проза, живопись... Таким «дворянским гнездом» было и имение Нескучное Курской губернии (ныне — Харьковская область), принадлежавшее Е.А.Лансере. Здесь родились его дети, появились на свет внуки, именно здесь они делали первые шаги в искусстве…
Безусловно, главной жемчужиной выставки являются работы совсем юной Зинаиды Лансере, будущей выдающейся художницы Серебряного века. Несомненный интерес представляет рисунок тушью еще совсем маленькой Зины «На побережье» (1896). В других экспонируемых произведениях Зинаида Евгеньевна запечатлела свою сестру Екатерину, племянницу Ниночку, крестьянский быт Нескучного. Наверное, любой, кто увидит эти работы, будет очарован излучаемым ими светом.
Особое место в выставочном пространстве занимают скульптурная композиция Евгения Александровича Лансере, портрет Екатерины Николаевны Лансере (урожденной Бенуа), выполненный Альбертом Николаевичем Бенуа, три работы «кавказского периода» Евгения Евгеньевича Лансере и архитектурный пейзаж Николая Евгеньевича Лансере.
Впервые демонстрируются графические работы 13-летнего подростка Дмитрия Зеленкова, выполненные им в 1922 году в Петрограде. Воспоминания о Нескучном — «земном рае», в котором прошло его счастливое детство, — отразились в его юношеских работах. В 1930-е годы Дмитрий Владимирович был художником-сценографом Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (бывшего Императорского Мариинского). Его называли «магом и волшебником» Мариинки. Жизнь этого талантливого человека сложилась трагически. Война, тяжелое ранение, плен, после войны — обмен военнопленными, а далее — ГУЛаг. Он окончил свой жизненный путь в поселке Ермаково, в лагере под Игаркой, где был художником в тюремном театре. От «мага и волшебника» Мариинки не осталось даже могилы. И только несколько сохранившихся его работ представлены на выставке. Д.В.Зеленков был одним из тех, о ком А.Н.Бенуа писал: «У нас дети рождаются с карандашом в руке».
В обширном собрании семьи Лансере — Зеленковых сохранились два альбома с рисунками Е.Е.Лансере-Зеленковой. Рисовать Катя начала с детских лет под влиянием мамы — Екатерины Николаевны. Екатерина Лансере была увлечена ботаникой, занятия которой всячески поощрялись в семье. Об этом свидетельствуют ее «графический гербарий» — рисунки пером, требовавшие твердости руки и большого мастерства. И это в полной мере можно увидеть в цветочных зарисовках молодой Екатерины Лансере.
Акварели, фотографии, предметы быта, представленные на выставке и принадлежащие роду Бенуа — Лансере — Зеленковых, показывают мир «высоких дум и чувств», который канул в небытие после Октябрьского переворота. В истории этого рода отразилась вся история нашего многострадального Отечества.
Перед посетителями выставки чередой проходят графические работы Зинаиды Евгеньевны, страницы цветочного альбома ее сестры, фотографии, с которых смотрят на нас лица — нет, не лица — Лики. Ощущая «касание иных миров», зритель погружается в ушедшее и становится добровольным сопереживателем истории жизни этих людей — многочисленной семейной династии Бенуа — Лансере — Зеленковых — Лазаревых — Якубович с их невероятными, порой фантастическими скрещениями судеб.
Люди, родившиеся на переломе веков, в полной мере испытали на себе крах рухнувшей Империи. Многие из них пережили четыре войны: Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную, а также послереволюционную неразбериху, годы террора, бесчеловечную блокаду, послевоенную разруху. И несмотря на все пережитое, они никогда не изменили своим убеждениям и принципам. Благородство, деликатность, широкая эрудиция, стремление к самосовершенствованию — вот основы мировосприятия этих людей. Все они жили так, чтобы сохранить нравственные заветы своих предков.
Все, что представлено на выставке, благодаря духовной стойкости и памяти сердца семьи Зеленковых — Лазаревых — Якубович не распылилось и не кануло в Лету. В самые трудные и страшные годы послереволюционного хаоса, разорения Нескучного, голода и эпидемии тифа, унесшей жизнь Екатерины Евгеньевны Зеленковой, семья Зеленковых сохранила все работы Зинаиды Серебряковой, с 1924 года жившей во Франции. Но это было только первое испытание и для семьи, и для их коллекции...
Второе испытание — это почти девятьсот дней ленинградской блокады. Как можно было сохранить эти работы Зинаиды Евгеньевны и не обменять их на жизнь — на буханку хлеба?! Кажется почти неправдоподобным, что семейная художественная коллекция уцелела в эти страшные времена. Только когда читаешь блокадные дневники Дмитрия Николаевича Лазарева, зятя Владимира Александровича Зеленкова, можешь осознать силу духа этих людей, их стремление победить непобедимое — смерть. В дневнике Дмитрия Николаевича есть такая наполненная глубинной мудростью запись: «У смерти руки длинные, а душа робкая. Если кто прячется или бежит от нее — смерть найдет, догонит и схватит. А если на смерть наступать, она пугается и убегает сама. Эта философская метафора основывается на жизненных наблюдениях».
Мы выражаем искреннюю благодарность Юрию Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Якубовичам, без душевной щедрости которых не состоялась бы эта удивительная выставка.
Ирина Иванченко, искусствовед
Куратор выставки: В.В.Леонидов
Куратор от выставочного отдела: С.Ю.Урбан
---------------------------------------------------------------------------------
Возрастное ограничение: 0+
Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)