29.05.2019 28.06.2019

«Шедевры Александра Алексеева. Дар Жоржа Нива»

  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

С 29 мая по 28 июня 2019 года приглашаем на выставку «Шедевры Александра Алексеева. Дар Жоржа Нива».

С 29 мая по 28 июня 2019 года приглашаем на выставку «Шедевры Александра Алексеева. Дар Жоржа Нива».

Он делает гравюры даже из дыхания…

Борис Пастернак

Александр Александрович Алексеев, великий аниматор и художник книги, оказал огромное влияние на искусство ХХ века и во многом определил стиль основных направлений современной художественной культуры.

Он родился 18 августа 1901 года в семье военного дипломата и дочери священника. Детство будущего мастера прошло в Константинополе, где отец служил военным атташе. Отец внезапно умер, и долго ходили слухи, что его убили за дипломатические успехи России. Но не так давно были найдены архивные документы, где четко указана болезнь как причина смерти.

Мать с Сашей и двумя его маленькими братьями уехала в Санкт-Петербург, где Александр Алексеев стал кадетом 1-го кадетского корпуса. Уже тогда он так поразил начальство своими способностями, что его раз в неделю на день отпускали в музеи рисовать.

1917 год перевернул судьбу России и, естественно, также и Александра Алексеева. Сначала он с большим трудом, сквозь охваченную беспорядками страну, приехал к родным в Уфу, где какое-то время посещал студию Давида Бурлюка, а потом, вместе с группой других кадет, через бескрайние степи шел на восток от наступавшей Красной армии. Он добрался до Владивостока и там на одном из последних кораблей вместе с другими гардемаринами покинул Россию.

Затем был Египет, Александрия, где Алексеев сумел найти известного мастера Ивана Билибина, расписывавшего церкви для богатых греков. Иван Яковлевич дал мальчику рекомендательное письмо.

Надо сказать, что во время всех испытаний — и перехода в мороз через ледяные степи, и в трюме корабля, набитом беженцами, Алексеев, еще совсем юный, умудрялся не только сохранять присутствие духа, но и делать зарисовки при первой возможности. Впоследствии многие исследователи, изучавшие его творчество, отмечали непреходящий интерес к жизни в любых, даже самых трагических, обстоятельствах.

В трюме одного из кораблей он добрался до Марселя, а оттуда сумел попасть в Париж. Там помогло письмо Билибина, с которым он пришел к известному театральному художнику С.Ю.Судейкину. Вскоре Александр стал его помощником.

Талант Алексеева был в театральном Париже признан быстро. Александр Александрович работал в театрах Питоева, Никиты Балиева. Пришел первый успех, появились деньги. Алексеев встретил молодую актрису Александру Гриневскую, та стала его женой. Родилась дочь Светлана. Все шло хорошо.

Но Алексеев никогда не мог останавливаться на достигнутом. Он всегда искал что-то новое. И вскоре стал оформлять книги. В 1925–1926 годах, по заказу известного издателя Я.Шифрина и при поддержке одного из самых известных сюрреалистов Франции Филиппа Супо, он в сложнейшей технике торцовой гравюры выполнил иллюстрации к роману Жана Жироду «Аптекарша» и Жана Женбаха «Настоятель монастыря». Впоследствии Алексеев много работал над оформлением изданий русских классиков — Пушкина, Достоевского, Гоголя, «Слова о полку Игореве». И всегда старался изобрести что-то новое. Так, к примеру, для «Братьев Карамазовых» литографии были созданы не с помощью литографского камня, а путем травления кислотой и последующим опылением цинковых пластинок. Подобные эксперименты и работа с химическими веществами привели к тому, что Алексееву пришлось пережить операцию по удалению легкого.

Он сам вспоминал, что в больнице, в бреду, увидел то, что сделало его известным на весь мир — игольчатый экран. Как и все гениальное, это было просто. Огромный квадрат на белой доске, заполненный множеством швейных игл. На нем выдавливается рисунок, подбирается освещение, фото — и иллюстрация готова. Иглы отбрасывали тень, напоминавшую гравюру. Но Алексеев придумал сделать в этой технике мультфильмы — анимационное кино. Его жену и дочь принимали за сумасшедших, когда они скупали в магазинах Парижа сотни иголок.

Результатом их совместной работы с новой помощницей, американкой Клер Паркер, вскоре ставшей второй женой Алексеева, стал анимационный фильм «Ночь на Лысой горе», впоследствии признанный одним из шедевров мирового кинематографа.

Мастер основал студию анимационных фильмов, поставил кукольный фильм «Спящая красавица», снимал рекламные ролики.

Во время войны покинул Париж, вместе с толпой беженцев добрался до Испании, а оттуда пароходом выехал в США.

В 1946 году Александр Александрович вернулся во Францию. Среди дальнейших анимационных шедевров, созданных им, были фильмы, снова снятые по мотивам Мусоргского — «Картинки с выставки» и «Три темы». Большое впечатление на зрителей произвела картина «Нос», где гоголевские герои предстали под аккомпанемент загадочной восточной музыки.

Достижения Алексеева в области книжной иллюстрации в послевоенный период также вошли в золотой фонд мирового искусства. Это прежде всего работа над «Словом о полку Игореве», «Анной Карениной», «Сказками» Гофмана, «Записками из подполья» Достоевского. Особо хочется сказать об оформлении романа «Доктор Живаго». Эпопея эта всколыхнула у художника воспоминания о Гражданской войне, о скитаниях под пулями по ледяным степям, о судьбе родины. Сам Пастернак пришел в восторг от иллюстраций Алексеева. «Он делает гравюры даже из дыхания», — писал он.

Александр Алексеев всегда выбирал сложные пути. В книжной иллюстрации он использовал рисунки пером, технику создания офорта, акватинты, цветную литографию и ксилографию. Недаром его удивительная игра светом и дымчатые образы до сих пор вызывают интерес у специалистов и восхищение тех, кому повезло с ними познакомиться.

После смерти Клер Паркер Алексеев впал в депрессию и 9 августа 1982 году скончался в Париже. До сих пор появляются свидетельства, что произошло самоубийство, хотя дочь Светлана этого никогда не подтверждала.

В наши дни имя мастера общепризнано на самом высоком уровне. В его честь проходят кинофестивали, выставки, издаются каталоги. Очень многое для возвращения наследия Алексеева в духовную жизнь России сделали М.В.Сеславинский, Б.М.Фридман, М.И.Башмаков, Л.У.Звонарева, А.Захаренков, М.М.Шемякин, друживший с Александром Александровичем в Париже. Верными почитателями Алексеева являются наши блистательные аниматоры Александр Петров и Юрий Норштейн. Очень ценил творчество Александра Александровича ныне, к великому сожалению, покойный музыкант Г.Н.Рождественский. Неутомимый организатор ряда мероприятий и изданий Алексеева — его племянница Е.И.Федотова.

Сегодня Дом русского зарубежья им. А.Солженицына представляет шедевры Александра Алексеева, полученные в дар от известного исследователя русской литературы, профессора Женевского университета, академика Европейской академии, президента международных Женевских встреч Жоржа Нива. Вы можете познакомиться с первым опытом Алексеева в оформлении книг — его иллюстрациями к повести Жироду «Аптекарша» (Париж, 1926), выполненными в технике торцовой гравюры, литографиями мастера к «Братьям Карамазовым» (Париж, 1929) и акватинтами художника, созданными им для оформления «Анны Карениной» (Париж, 1997).

Виктор Леонидов

-------------------------------------------------------------------------------

Возрастное ограничение: 0+

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)