24.04.2018 31.08.2018

Выставка «Пути и творчество Ю.Н.Рейтлингер (сестры Иоанны)»

  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • 8 (495) 098-51-93
  • 12:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

Выставка, размещенная в двух витринах на 3-м этаже старого здания ДРЗ, посвящена 120-летию со дня рождения художника-иконописца русского зарубежья Юлии Николаевны Рейтлингер, в иночестве сестры Иоанны (23 апреля 1898 – 31 мая 1988).

Юлия Николаевна рисовала всегда и везде, и представленные в экспозиции живописные и иконописные работы иллюстрируют ее странствования после бегства из России.

Выставлены документы об учебе Юлии Николаевны в Академии художеств и в Карловом университете — то, что было послано из Праги в Федоровский комитет по образованию русского юношества за границей как заявка на продолжение образования во Франции. Акварели, как вехи: Польша — «Старухи» (Варшава, 1922), дорога в Чехословакию — «Наши пути» с изображением товарных вагонов (1924); Прага — вид готического собора (1924).

Следующий этап — Франция, жизнь в Париже при Свято-Сергиевском богословском институте. Юлия Николаевна — духовная дочь отца Сергия Булгакова и участница собеседований с лучшими представителями русской богословско-религиозной мысли: философами Николаем Бердяевым и Борисом Вышеславцевым, христианскими мыслителями Георгием Федотовым, Василием Зеньковским и Владимиром Ильиным, историком искусства Владимиром Вейдле, богословом Львом Зандером, матерью Марией. Юлия Николаевна часто уезжает за город, бродит по селам, делает портреты жителей (рисунки «За плетением корзины», «За чтением»).

В 1931 году она отдыхает с семьей о. Сергия в горах и зарисовывает восхищающие ее Альпы.

В этом же году отец Андрей Сергеенко, настоятель храма Св. Иоанна Воина приглашает Юлию Николаевну расписать только что построенную в Медоне церковь (сарай с двускатной крышей и маковкой купола). К концу 1932 года роспись на фанере готова.

Через три года после этой работы митрополит Евлогий постригает Юлию Николаевны в рясофор, и она становится сестрой Иоанной.

После смерти отца Сергия (1944) и после окончания войны Юлия Николаевна уезжает в Чехословакию, где живет семья ее сестры. На какое-то время она поселяется в местечке Медзилаборце (сейчас в Словакии), где ей предлагают работу по росписи храма. Там она также рисует портреты жителей. Но самое любимое — это зарисовки окрестных пейзажей.

В 1955 году сестры получают разрешение на возвращение в СССР и оказываются на поселении в Ташкенте. И это трудное, чужое место преображается под взглядом и рукой художницы.

В начале 1970-х годов Юлия Николаевна знакомится с отцом Александром Менем и становится его духовной дочерью. В эти годы она возвращается к иконописи и много работает и в Ташкенте, и в Москве (когда приезжает на лето в столицу) — ее руками и творческим духом создается целый сонм икон для прихожан храма Сретения в Новой Деревне под городом Пушкино Московской области, где служит отец Александр.

В последние годы жизни Юлия Николаевна почти ослепла, и тогда из Ташкента в Москву полетели посылки друзьям с ее рукоделием — ковриками, сплетенными из полос ткани.

Куратор выставки — Н.П.Белевцева.

foto8_2.JPG foto5_2.JPG foto4_2.JPG foto6_2.JPG
foto1_2.JPG foto2_2.JPG foto3_2.JPG