130 лет со дня рождения Ю.П.Анненкова

Юрий Павлович Анненков родился 11 (23) июля 1889 года в Петропавловске (Российская империя). Происходил из известного рода Анненковых. Среди его предков — декабрист И.Анненков и первый издатель наследия А.Пушкина П.Анненков. Отец будущего художника — народоволец Павел Семенович Анненков — в 1881 году в связи с убийством Александра II был арестован. И хотя он не принимал участия в покушении на императора, был приговорен к каторжным работам, затем жил на поселении в Петропавловске-Камчатском, где и родился сын Юрий. После помилования семья в 1895 году переехала в Петербург. Отец занял пост директора крупного страхового общества, купил имение в Куоккале. Советская власть покровительствовала П.С.Анненкову, и после его смерти Ленин назначил матери будущего художника пожизненную пенсию «как вдове революционера».

С детства Юрий общался в Куоккале с завсегдатаями Пенатов, считал Репина своим учителем и даже сделал с него несколько портретных зарисовок. Илья Ефимович предсказал Анненкову будущее художника. Юрий продолжал занятия живописью и учась в казенной гимназии. За карикатуры в ученическом нелегальном журнале даже исключался из класса, но успешно завершил образование и в 1908 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но живопись оставалась его главным занятием. Анненков посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908–1910); занимался в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909–1911). Выезжал за границу, посещал парижские мастерские М.Дени и Ф.Валлотона (1911–1912), академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Испытал влияние кубизма и футуризма. В 1913 году в Салоне независимых Анненков впервые выставил две свои картины.

После возвращения из Франции Анненков дебютировал как художник-декоратор в театре Н.Н.Евреинова «Кривое зеркало». Получил признание, работая в театрах Петрограда и Москвы с К.С.Станиславским, В.Э.Мейерхольдом. Дружил с Е.Замятиным, К.Чуковским, О.Мандельштамом. Увлекся графикой. Сотрудничал в журналах «Театр и искусство», «Сатирикон», сочетая в рисунках и в живописных работах черты стиля модерн и футуризма.

Послереволюционный период творчества Анненкова был насыщенным. Он встретил революцию, по его собственному признанию, «как стихийный порыв, как метель, как “музыку” (по словам Блока)». К годовщине Октября Анненков был назначен ответственным за оформление советской столицы. В 1920 году оформлял грандиозные народные зрелища «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади и «Гимн освобожденному труду» (совместно с М.В.Добужинским и В.А.Щуко) возле здания Биржи в Петрограде. В 1921 году по заказу написал с натуры портрет Ленина, а после смерти вождя выиграл конкурс на создание портрета Ленина для изделий Гознака. (Портрет был воспроизведен на почтовых марках, а также выставлен в советском павильоне на парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года.)

В 1920 году Анненков был избран профессором Академии художеств. Сотрудничал с издательствами «Радуга», «Всемирная литература», «Красная новь», с журналом «Жизнь искусства», иллюстрировал произведения Дж.Лондона, К.И.Чуковского, Н.Н.Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Созданные им живописные и графические портреты деятелей русской культуры — А.А.Ахматовой, А.М.Горького, Е.И.Замятина, Б.Л.Пастернака, А.М.Ремизова, Ф.К.Сологуба, В.Ф.Ходасевича, С.А.Есенина, — до сих пор считаются эталонными. Так же, как и иллюстрации к поэме А.Блока «Двенадцать», которые художник выполнял при непосредственном участии поэта в 1918 году.

Много работал для театра, экспериментировал с оформлением театральных спектаклей. Для постановки пьесы Г.Кайзера «Газ» в Петроградском ГБДТ впервые использовал «динамические», движущиеся декорации и меняющееся освещение.

Летом 1924 года Анненков выезжает в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции — и в Россию больше не возвращается. Вместе с женой Е.Гальпери — балериной и актрисой — поселяется в Париже и вскоре приобретает известность как художник театра и кино. Анненков сотрудничает с Н.Ф.Балиевым, Б.Ф.Нижинской, М.А.Чеховым, С.М.Лифарем. В конце 1920-х — середине 1930-х годов проходят его персональные выставки во Франции, Германии, США. Анненков оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам.

В 1954 году как художник по костюмам Анненков был удостоен премии «Оскар». Росла и его слава как портретиста. Мировое признание получили созданные им портреты И.Э.Бабеля, И.Г.Эренбурга, Ж.Кокто, М.Равеля, О.А.Спесивцевой и других деятелей культуры. За рубежом Анненков написал мемуары «Дневник моих встреч» — серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б.Темирязев он написал книги «Повесть о пустяках» и «Рваная эпопея». Анненков сотрудничал с русским парижским издательством «YMCA-Press», оформлял издания М.Булгакова и А.Солженицына. На стене магазина «ИМКИ» и в наше время можно увидеть выполненный Анненковым графический портрет А.С.Пушкина. Книги русских писателей с иллюстрациями Анненкова начали издаваться в СССР в период оттепели, много интереснейших переизданий выходит в России сегодня.

Ю.П.Анненков прожил 84 года, умер в Париже 12 июля 1974 года.

Тамара Приходько