130 лет со дня рождения И.И.Мозжухина.

8 октября 2019 года — 130 лет со дня рождения Ивана Ильича Мозжухина (08.10(26.09).1889, с. Киселевка (другое название, по храмовому празднику, — Сергиевское или Сергиевка) Кондольской волости Петровского уезда Саратовской губернии, Россия – 17.01.1939, Нейи под Парижем, Франция), артиста театра и кино, режиссера, сценариста.

Фамилия Мозжухин, образованная от русского слова «мозжуха», обозначающего можжевельник, была довольно распространена в центре России, в частности, в Подмосковье. Отец, Илья Иванович, прочно обосновался на родине предков в родном Сергиевском. Здесь он нашел себе и спутницу жизни — дочь местного священника Ивана Аполлоновича Ласточкина Рахиль. Супружеский союз оказался крепким и счастливым: у них родились четыре сына — Александр (1878), Алексей (1880), Константин (1882) и Иван (1889). Поздний ребенок, больше других унаследовавший материнские черты, был любимцем родителей и всей семьи. От других братьев он явно отличался не только возрастом, внешностью, но и характером.

Илья Иванович был для сыновей образцом честного, порядочного труженика, хорошего хозяина, хотя материальные средства семьи были достаточно скромны. Самым большим его желанием было не просто вырастить детей, но и дать им хорошее образование. Мать, в свою очередь, большое внимание уделяла духовному воспитанию сыновей. «Мама моя была грамотная и очень одаренная натура, именно с артистической стороны», — вспоминал Александр Мозжухин. Рахиль Ивановна обладала прекрасным голосом и приобщила старшего сына к музыке. Врожденная же талантливость младшего, Ивана, и умение понимать суть проблемы «на лету» сыграли свою роль, когда родители выбрали для него место учебы — 2-ю Пензенскую мужскую гимназию.

Время обучения в гимназии стало для него первым опытом самостоятельной жизни в большом городе (1899–1907). Сообразительный и общительный, он быстро нашел себе друзей, многие из которых увлекались театром. Пенза считалась театральным городом, в котором охотно бывали многие знаменитости сцены; здесь же родился и вырос Всеволод Мейерхольд. Скорее всего, в Пензе Иван Мозжухин впервые познакомился с «синематографом», потому что в 1904–1907 годах здесь часто появлялись передвижные кинопредприятия, а зимой 1907–1908 года открылся первый кинотеатр.

Во время учебы в гимназии, в четырнадцать лет, Иван Мозжухин пережил и первое большое горе в жизни — смерть матери.

Ко времени окончания гимназии он был уже известен как актер, выступающий не только в любительских, но и в профессиональных спектаклях. «…Помню его со стародавних времен, ибо Иван Мозжухин — земляк, как и я, пензяк, “толстопятый”. Только разница в возрасте была большая… Но уже тогда Мозжухин часто выступал на сцене в любительских спектаклях и спектаклях, смешанных из актеров и любителей. Помню его в пьесе Островского “Лес” в Зимнем театре Вышеславцева… В “Лесе” Мозжухин играл Алексиса… И играл превосходно, по крайней мере — я его запомнил…. В Пензе гимназист Мозжухин был необычайным франтом, таких тогда звали “пижонами”: в обтянутых брючках со штрипками, в фуражке с крошечными полями (мода тех времен), в шинели с иголочки…» (Р.Гуль).

Отец уговаривал младшего сына поступить после гимназии в университет и выучиться на юриста или адвоката. Иван последовал отцовскому совету: в 1907 году уехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. Связь его с Пензой и родным селом почти прекратилась. Он изредка приезжал на каникулы, и едва ли не в первый из таких приездов, летом 1908 года, неожиданно сообщил отцу, что собирается покинуть университет и стать актером.

Увлекся театром Иван давно и не без влияния старшего брата Александра, бывшего для него и наставником, и ближайшим другом в течение всей жизни. Связав в молодости свои судьбы с театром, оба с большим уважением относились к творческим достижениям друг друга. Александр Ильич считал, что его личные успехи на сцене «заразили театральным микробом» младшего брата. Ведь очень скоро молодой бас приобрел широкую известность, его приглашали многие театры, в том числе Санкт-Петербургский театр музыкальной драмы. Критики нередко называли его имя в одном ряду с Шаляпиным. Когда Иван Мозжухин стал известным киноартистом, одна из петербургских газет отмечала: «Мозжухин московский на экране завоевал себе такое же положение, как и Мозжухин-бас, его родной брат — у нас в опере…»

Актерскому мастерству Иван Ильич учился на гастролях, где играл на подмостках провинциальных театров, в частности с труппой антрепренера П.Заречного. На эти же годы приходится и его близкое знакомство с сестрой Заречного О.Телегиной (по сцене Броницкой) и рождение сына Александра.

В начале 1908 года Мозжухин получил ангажемент в Москве, в труппе Введенского народного дома. Поначалу он играл сверстников, но рвался к сценическому разнообразию, и в его репертуаре вскоре появились характерные роли: помещик Бабаев в комедии Островского, Базиль в пьесе Винникова «Мохноногое». Особым успехом актер пользовался в роли графа Клермона в пьесе Л.Андреева «Король, закон и свобода», сыгранной в Московском драматическом театре, куда он был приглашен осенью 1914 года.

В августе 1916 года он еще выступал на одной сцене с такими знаменитостями как Н.Радин, Е.Полевицкая, М.Блюменталь-Тамарина, И.Дуван-Торцов. А через год ушел из театра вместе со своей партнершей, а вскоре и женой, актрисой Натальей Лисенко, связав свою судьбу с кино, в котором дебютировал еще в 1909 году.

Кинематограф стал для него не просто профессией. «Это моя кровь, нервы, надежды, провалы, волнения... миллионы крошечных кадриков составляют ленту моей души», — говорил он позже. Наделенный от природы гениальной художественной интуицией, которая во многом заменяла ему школу, актер сразу ощутил принципиальную разницу между игрой в кино и в театре. Он пытался распознать законы киноязыка, его «главные творческие принципы», основанные на «внутренней экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на волнующих намеках и психологических недомолвках». «Актеру достаточно искренне, вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать... загореться во время съемок, — писал Мозжухин, — и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз... откроет с полотна публике свою душу, и она... поймет его без единого слова, без единой надписи».

В 1911 году Мозжухин начал сниматься у Ханжонкова и быстро добился успеха благодаря тому, что с легкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Черт в «Ночи перед Рождеством» Старевича.

Мозжухин быстро становится звездой российского кино. В снятом по сценарию Валерия Брюсова фильме Бауэра «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает ее, чтобы забальзамировать. Именно в этом фильме впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино. Перейдя в киноателье И.Ермольева, он начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова Мозжухин сыграл роль Германа в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. Вершиной же его актерского мастерства считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918).

Проявив гражданский патриотизм в августовские дни 1914 года, Иван Мозжухин становится вольноопределяющимся. Тут же появляется серия открыток любимца публики в военной форме. На родине Иван Мозжухин снялся более чем в 70 фильмах, прежде чем в ночь на 3 февраля 1920 года покинуть Россию. «Уехала за границу почти вся кинематографическая фабрика Ермольева: Мозжухин, Протазанов, Дошаков, управляющий Попов, Вермель и др.», — сообщала газета. Позже он объяснял свой отъезд опасностями, грозившими ему как бывшему служащему царской армии. Вскоре беглая группа обосновалась во Франции, в местечке Монтрей-сюр-Буа, где открылась русская кинофабрика «Товарищество И.Ермольева». Чуть позже Ермольев и А.Каменка организовали киностудию «Альбатрос» (Société des Films Albatros), с которой неразрывно будет связан Мозжухин все 1920-е годы.

«Когда я приехал во Францию, — вспоминал актер, — я пошел смотреть французский фильм. Это был “Карнавал истин” М.Л.Эрбье... Я понял, что все мои знания и теории ничего не стоят. В России кино сковано театром, здесь оно свободно. Я решил переучиваться. Русская манера игры больше недействительна, и затем в Париже другая публика — ей нужно нравиться». Мозжухин начал с комедии «Горестные приключения» по собственному сценарию. В следующем фильме — «Дитя карнавала» (1921) — он выступил как сценарист, режиссер, исполнитель главной роли. Непритязательный комедийный сюжет о подкидыше имел большой успех у публики и был восторженно принят критикой. В 1922 году в фильме А.Волкова «Дом тайн» актер продемонстрировал французскому зрителю свою удивительную способность к перевоплощению. Однако подлинный триумф пришел к нему в фильме того же Волкова «Кин» по пьесе А.Дюма, где он сыграл великого романтика английской сцены Эдмунда Кина. «Тонкий алхимик страсти и страданий... Иван Великолепный, ослепленный искусством и его сверкающими видениями, выражает... невыразимое», — писал французский киновед и критик Рене Жанн. Своеобразна оценка мозжухинского Кина А.Вертинским: «Я никогда не забуду того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он ее превосходно. И подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя — свою жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и беспутного актера до мелочей напоминала его собственную».

Сыграв в экранизации романа Л.Пиранделло «Покойный Матиас Паскаль» (1925), Мозжухин блистательно представил главного героя в двух ипостасях, изображая два абсолютно разных характера, которые в финале сливались воедино. «Я впервые доверился искусству немоты, потому что ему служили два великих артиста: Иван Мозжухин и Марсель Л′Эрбье», — писал Пиранделло.

В 1928 году Мозжухин уехал в Голливуд. Однако пребывание в Голливуде обернулось горьким разочарованием. Актеру пришлось изменить свой «бержераковский» нос, изменить имя на псевдоним Маскин... Но он не смог изменить свою сущность. Снявшись в одном лишь фильме «Капитуляция», не прожив и года, расторгнув выгодные контракты, Мозжухин вернулся в Европу и в течение ряда лет снимался на студии UFA в Германии. Фильмы «Тайный курьер», «Президент», «Адъютант царя» и другие в какой-то мере повторяли его прошлые работы. Вернувшись в Париж в начале 1930-х годов, Мозжухин тщетно пытался обрести свой прежний успех в повторных постановках: «Похождения Казановы» и «Дитя карнавала».

Звук стал непреодолимым препятствием для короля немого экрана. Ему мешали недостаточное знание французского языка, сильный иностранный акцент. Его первый звуковой фильм под названием «Ничего», оказался для него и последним. Для Ивана Ильича наступили тяжелые времена. Мозжухин пытался найти выход в режиссуре. Но этим планам не суждено было сбыться. Не складывалась и личная жизнь актера. С Натальей Лисенко он расстался в 1927 году. Непрочным оказался и второй брак со шведкой Агнес Петерсон.

17 января 1939 года недалеко от Парижа, в клинике в Нейи, Иван Ильич Мозжухин скончался от скоротечной чахотки на руках у брата Александра. Он был похоронен на бесплатном участке кладбища Пюто. Впоследствии православный священник Б.Г.Старк, обнаружив, что могиле Ивана Мозжухина грозит уничтожение, принялся искать возможность перезахоронить прах артиста на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Почти нищий Александр Ильич Мозжухин мог оказать только моральную поддержку его благородному поступку. В 1948 году благодаря многим добросердечным эмигрантам прах Ивана Мозжухина был перезахоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Французский писатель Ромен Гари, считавший русского актера своим отцом, много лет вносил плату за место, где покоился Иван Ильич, а потом и его брат Александр Ильич. Перед тем как покончить с собой, Р.Гари позаботился, чтобы плату продолжали исправно вносить, что и делалось еще двадцать лет, до той поры, пока расходы по содержанию знаменитого русского некрополя на французской земле не взяло на себя российское правительство.

В.Р.Зубова