130 лет со дня рождения И.И.Сикорского

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая (6 июня) 1889 года в Киеве (Российская империя) в семье известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского и Марии Стефановны Темрюк-Черкасовой.

В 1903–1906 годах учился в петербургском Морском училище. С 1907 года — в Киевском политехническом институте, где посещал «Воздухоплавательную секцию» кружка профессора Н.Артемьева, ученика Н.Е.Жуковского. А потом секцию математика и энтузиаста воздухоплавания Н.Б.Делоне. И уже в 1908–1911 годах построил свои первые вертолеты. Один, грузоподъемностью 9 пудов, был представлен на выставке в Киеве. В 1910 году Сикорский поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2, а через год получил диплом летчика. С 1911 по 1917 год он работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге и продолжал полеты. 27 марта 1912 года на биплане С-6 Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч и с пятью — 106 км/ч.

В это же время Сикорский создает в Петербурге самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. Преуспевает и в летном деле. В июне 1914 года вместе с двумя летчиками Сикорский на «Илье Муромце» перелетает из Петербурга в Киев. Два часа пришлось лететь под проливным дождем и при встречном ветре. «Илья Муромец» поднимался на высоту 1300 метров, чтобы оказаться над тучами. Не видя земли, летчики ориентировались по компасу. Удача перелета лишний раз доказала выносливость «Ильи Муромца». Этот опыт помог Сикорскому при конструировании самолетов во время Первой мировой войны. В 1915 году он создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника.

Октябрьскую революцию Сикорский не принял. 18 февраля 1918 года через свободный от большевиков Архангельск он выехал из России — сначала в Лондон, а потом во Францию. В Париже он предложил свои услуги французскому военному ведомству и получил заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Однако после перемирия 11 ноября 1918 года заказ за ненужностью был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции прекратилась.

В марте 1919 года Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка, начал зарабатывать преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation и стал ее президентом. В становлении фирмы российскому изобретателю помогали наши прославленные соотечественники. Всемирно известный композитор и пианист Сергей Рахманинов занял должность вице-президента фирмы Сикорского и прислал ему чек на 5000 долларов (по курсу 2010 года это 80000 долларов). В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолетов. Затем конструировал вертолеты одновинтовой схемы с автоматом перекоса, которые оказались широко востребованными.

Первый экспериментальный вертолет Vought-Sikorsky 300, поднявшийся в воздух 14 сентября 1939 года, по существу был усовершенствованным вариантом его первого российского вертолета, созданного в июле 1909 года.

На вертолетах Сикорского были впервые совершены перелеты через Атлантический (1967) и Тихий (1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Его машины применялись как для военных, так и для гражданских целей. Последним вертолетом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58. Вместе с тем долгие годы Сикорский преподавал в Род-Айлендском университете.

В эмиграции Игорь Иванович вел большую общественную и культурно-просветительскую деятельность. Он входил в состав правления Толстовского фонда, возглавлял отделение Пушкинского комитета в Бридж-порте, позже был одним из директоров Пушкинского фонда при Обществе им. А.С.Пушкина, принимал участие в деятельности монархического движения, а также состоял в Русском национальном союзе в Америке. В 1963 году он был удостоен медали ASME — высшей научной награды Американского общества инженеров-механиков. Среди его многочисленных наград также медаль Говарда Поттса (1933), Золотая авиационная медаль ФАИ (1946), медаль Джона Скотта (1954), Национальная научная медаль США (1967), медаль Джона Фрица (1968).

Наряду с исследованиями в технике, воздухоплавании Сикорский занимался философией и богословием. По вероисповеданию он был православным, на свои средства построил Николаевскую церковь (РПЦЗ) в городе Стратфорде (штат Коннектикут) и был ее прихожанином до конца своих дней.

Скончался Игорь Иванович Сикорский в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Стратфорде.

Сегодня имя Сикорского носит Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», который Игорь Иванович окончил в 1912 году. Его именем назван аэропорт в Киеве, площадь в Приморском районе Санкт-Петербурга, а также дальний бомбардировщик Ту-160. В честь Сикорского назван астероид (10090) и кратер на обратной стороне Луны.

В его наследии — наряду с выдающимися достижениями конструкторской мысли, авиастроения, — религиозно-философские работы («Небо и Небеса», «Отче наш»), а также мемуары. Издание книги Сикорского «Воздушный путь» (М.: Русский путь; YMCA-Press, 1998) стало возможным благодаря находке директором издательства «YMCA-Press» Н.А.Струве в подвале одного из заброшенных парижских домов рукописи И.И.Сикорского. В ней заметки конструктора об истории становления российской авиации, воспоминания о его работе над первыми самолетами и вертолетами. Этот автограф сегодня хранится в архиве Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.

Тамара Приходько