21 сентября 2018 года 135 лет со дня рождения И.Л.Рубинштейн

Ида родилась в Харькове, в семье потомственного почетного гражданина Харькова Леона Романовича Рубинштейна. Этой семье принадлежали банки, сахарные и пивоваренный заводы, крупные склады и магазины. Родители умерли, когда Ида была еще совсем ребенком. Девочку забрала к себе тетя, Анна Горовиц. Так Ида попала в Петербург, и вскоре, после смерти и этих своих родственников, стала наследницей огромного богатства.

Ида получила хорошее образование, она владела четырьмя европейскими языками: французским, английским, немецким, итальянским, интересовалась историей и культурой Греции, историей искусств, много читала, увлекалась модным тогда Ницше. Ида брала уроки декламации, пластики и мимики у актера и режиссера Юрия Озаровского, а после окончания в Петербурге гимназии изучала театральное искусство в Москве, окончила театральное училище при Малом театре (класс Александра Ленского). В 1904 году под псевдонимом «Львовская» Ида Рубинштейн сыграла главную роль в спектакле «Антигона» Софокла, а в 1920 году снялась в фильме «Корабль» по трагедии д'Аннунцио.

Ида Рубинштейн изначально не была ни профессиональной актрисой, ни танцовщицей, но сумела завоевать сначала театральные, а потом и балетные подмостки мира. Она была одной из первых женщин ХХ века, формировавших моду, и кроме того выступала в роли менеджера своих спектаклей. В 1908 году на собственные средства Ида Рубинштейн подготовила постановку драмы Оскара Уайльда «Саломея» на музыку Александра Глазунова, в художественном оформлении Льва Бакста.

Представление было заявлено в Михайловском театре, 3 ноября 1908 года, как частный спектакль И.Рубинштейн, но не состоялось. Частично этот спектакль был позднее осуществлен на Вечере художественных танцев в Большом зале Петербургской консерватории, 20 декабря 1908 года, в постановке В.Э.Мейерхольда и в хореографии Михаила Фокина. На вечере Ида Рубинштейн исполнила «Танец семи покрывал» (хореограф Михаил Фокин), разворачивая в пластическом танце одну за другой тяжелые парчовые накидки. В конце танца на танцовщице оставалось прозрачное платье, сплошь украшенное рядами цветных бус, сшитое по эскизу Льва Бакста.

В 1909–1910 годах Ида Рубинштейн участвовала в первых «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, исполняла партии Клеопатры («Клеопатра», на музыку Антона Аренского) и Зобеиды («Шехеразада» Николая Римского-Корсакова) в постановке Михаила Фокина.

С 1910 года Ида Рубинштейн жила в Париже, где ее салон посещали видные деятели западной и русской культуры. Тогда же она покинула антрепризу Сергея Дягилева и собрала из французских драматических актеров труппу, которой руководила и одновременно выступала в главных ролях в постановках, на которые тратила баснословные суммы (создателями спектаклей были режиссер Всеволод Мейерхольд, композитор Александр Глазунов, художник Лев Бакст, хореограф Михаил Фокин). Среди них, например, драматический спектакль в постановке Мейерхольда по исторической пьесе Габриэля д'Аннунцио «Пизанелла»; «Дама с камелиями», балет «Истар» по сценарию и в сценографии Льва Бакста. Она выступала в ролях Маргариты Готье и Настасьи Филипповны из «Идиота». Морис Равель написал для нее дивертисменты «Болеро» и «Вальс», а Игорь Стравинский создал свои балеты «Персефона» (1934, либретто Андре Жида) и «Поцелуй феи» (1928, постановка Вацлава Нижинского).

В 1928 году Ида Рубинштейн организовала труппу «Балет Иды Рубинштейн», которая просуществовала с перерывами до 1935 года. В состав труппы входили молодые артисты разных стран, в том числе работавшие ранее у Дягилева. Ида, как всегда, во всех спектаклях выступала в главных танцевальных партиях, но с годами ее исполнение все больше подвергалось критике. В конце 1930-х годов Ида покинула сцену. Ее последнее выступление состоялось в 1939 году в Базеле на премьере оратории Онеггера на слова Клоделя «Жанна д’Арк на костре».

Во время Второй мировой войны, когда фашисты пришли в Париж, она перебралась в Лондон и, не жалея сил и денег, работала в госпитале для французских и английских солдат, выхаживая раненых.

В 1945 году Ида вернулась во Францию, где приняла католичество и последние десять лет в полном уединении жила в Вансе. По другим источникам, Ида после войны перебралась в Италию, где купила виллу «Les Olivades» недалеко от Венеции и провела там последние десять лет своей жизни.

Рубинштейн умерла от сердечного приступа 20 сентября 1960 года в Вансе на юге Франции, оставив четкие распоряжения о своих похоронах. Она запретила извещать о ее смерти в газетах, просила сохранить в тайне время кремации и место захоронения. На надгробии Иды Рубинштейн нет никаких дат и надписей — только две буквы: «I.R.».

Тамара Приходько
Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок