135 лет со дня рождения В.Н.Масютина

10 февраля 2019 года — 135 лет со дня рождения Василия Николаевича Масютина (10.02.(29.01).1884, Рига, Россия – 25.11.1955, Берлин, ГДР), графика, живописца, скульптора, писателя. Из военного сословия. Родился в семье генерала Николая Корнилиевича Масютина и дочери настоятеля Рижского кафедрального собора Людмилы Князевой.

Василий Масютин окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. С 1905 года служил в Москве, вышел в запас в 1907 году в звании подпоручика и вскоре поступил на живописное отделение МУЖВЗ, так как с детства увлекался рисованием. В годы учебы занимался офортом под руководством С.В.Иванова (1908–1914). В 1908 году он принял участие в выставке «Венок» в Петербурге, а также экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников (1908–1918), Союза русских художников (1910–1917), членом которого стал в 1914 году, и на Международной выставке печатного дела в Лейпциге. В том же году Василий Николаевич окончил училище со званием классного художника (1914).

К работам раннего периода его творчества относятся: цикл рисунков «Семь смертных грехов» (1907–1908), альбомы офортов «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910–1911), серия офортов, посвященная обитателям трущоб и притонов: «Кабачок», «Сумерки», «Старик и девочка», «Годовщина смерти знаменитости», «Боль» (1913–1914).

В сентябре 1914 года Масютин был мобилизован и два года провел на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации вернулся в Москву. В марте 1917 года он принял участие в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины, вошел в Профессиональный союз художников-граверов (Сограв), в Совет управления Румянцевским музеем и Союз художников гравюры. В 1918 году художник был приглашен на профессорскую должность в Государственные свободные художественные мастерские. В 1919 году увлекся ксилографией и литографией.

В революционные годы Василий Николаевич создает офорты, посвященные войне и революции («В Буковине», «Победители», «1917 год», «Манифестация» и другие), и новую серию офортов «Семь смертных грехов» (1917–1918). Последующие два года в его жизни посвящены сочинительству фантастических романов «Царевна Нефрет» и «Дни творения» и исполнению к ним ксилографии. Тогда же он проиллюстрировал книги «Дон Жуан» Э.Т.А.Гофмана и «Иван в раю» А.В.Луначарского, создал циклы гравюр «Вино, карты и женщины» и «В городе», а также ксилографический портрет А.С.Пушкина, участвовал в 24-й выставке МТХ (1918), 4-й Государственной выставке картин (М., 1918/1919) и других выставках (1919–1920). В декабре 1920 года Масютин провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея.

Приняв латвийское гражданство, художник с женой и дочерью выехал в Ригу в конце 1920-х годов и провел персональную выставку (офорты, рисунки, скульптура) в рижском салон «LTА».

С 1921 года Василий Николаевич жил в Берлине, иллюстрировал эмигрантские издания русских писателей: «Бахчисарайский фонтан», «Золотой петушок», «Анчар», «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Герой нашего времени», «Горе от ума», «Нос», «Старец Зосима», «Упырь», «Двенадцать», «Сказки обезьяньего царя Асыки» и другие для различных издательств: «Геликон», «Нева», «Русское творчество», «Муссарион»… (1921–1923). В 1923 году он переиздал серию офортов «Семь смертных грехов».

В 1922–1923 годах художник опубликовал в Берлине две книги, посвященные гравюре как виду изобразительного искусства: «Гравюра и литография» и «Томас Бьюик: художник-гравер. Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор», в которых, в частности, объяснил, в чем заключается различие между гравюрой и живописью: «Коренное различие между произведением живописи и листом гравюры то, что первое прикреплено к месту, картина привлекает зрителей к себе, тогда как гравюра является художественным произведением, единое содержание и достоинство которого многократно воплощены... Копии картины, повторения, сделанные самим художником всегда слабее оригинала, являющегося непосредственным отражением творческой воли художника. Гравюры — не копии: они всегда оригиналы... Гравюра обладает громадным богатством средств выражения: манером, тоном, искусно найденной краской и хорошо подобранной бумагой. Средства гравюры не менее обширны, чем те, которыми обладает живопись…»

Проживая в Берлине, он принимал участие в выставках русского искусства в Гааге (1924), Нью-Йорке (1924), Берлине (1929, 1930), Париже (галерея d’Alignan, 1931), Праге (1930), Градец-Кралове и Брно (1931–1932), в ежегодных выставках Общества берлинских художников (Verein Berliner Kunstler). Кроме того, Масютин выпустил на немецком языке роман «Два из одного» («Der Doppelmensch», München, 1925; переиздание на украинском языке вышло в Львове в 1936 году).

Его работы после отъезда за границу продолжали появляться на графических выставках в СССР, а в 1928 году в Ленинграде в Обществе поощрения художеств состоялась персональная выставка Василия Николаевича.

В 1930-е – 1940-е годы художник занимался прикладной графикой, рисовал обложки, торговые марки, этикетки, афиши, рекламные плакаты. В это время он публикует в журнале «Gebrauchsgraphic» офорты и статьи (о художниках А.И.Кравченко, Н.В.Пузыревском, А.Юнкерсе, о народном творчестве, о графике советских бумажных денег), выполняет ксилографии к «Басням Эзопа» (1938); пишет маслом портреты и натюрморты, создает скульптуру из дерева и глины; оформляет спектакль труппы М.А.Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских народных сказок (Париж, 1931).

В июне 1945 года Масютин был арестован в Берлине советскими властями по обвинению в украинско-националистической деятельности и провел 15 месяцев в тюрьме Хоэншонхаузен. После освобождения и доказанного отсутствия украинско-националистической деятельности он получил от советских властей заказы на сооружение памятника М.И.Глинке на Русском кладбище в Берлине и на скульптурное оформление нового здания Советского посольства. При оформлении здания как скульптор он создал четыре крупные фигуры для главного фасада, рельеф герба на фронтоне и фигуру женщины для летнего сада. В последние годы жизни Масютин работал над серией медалей на тему истории Украины, иллюстрациями к «Братьям Карамазовым» Ф.М.Достоевского и ксилографиями Кёльнского и Страсбургского соборов.

Умер Василий Николаевич в Берлине 25 ноября 1955 года, похоронен на кладбище на Борнстедтерштрассе.

Среди художников В.Н.Масютин считается одним из ведущих мастеров гравюры первой трети ХХ столетия — времени расцвета этого вида искусства в России. Развивая традицию символизма, он тяготел к мрачным и пугающим темам. В канун революции его называли «русским Гойей». Для его гравюр характерны сложность композиции, а главное, образов, насыщенных символами и аллегориями, а также «острый» гротеск и внутренняя экспрессия. По определению историка искусства Н.И.Романова, которому принадлежит первая монография о гравере, «в своих кошмарно-фантастических видениях он выражает мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми».

Произведения В.Н.Масютина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галерее и других музеях. В 2012 году работы художника, включая его медные и офортные доски 1911–1920 годов, вывезенные им в эмиграцию и ныне возвратившиеся в Россию, были показаны на выставке в московской галерее «Галеев».

В.Р.Зубова