155 лет со дня рождения А.Г.Явленского

25 марта 2019 года — 155 лет со дня рождения Алексея Георгиевича Явленского (25(13).03.1864, Торжок Тверской губернии, Россия – 15.03.1941, Висбаден, Германия), художника, представителя экспрессионизма. Из дворян. Его отец, Георгий Никифорович, — полковник русской армии, мать, Александра Петровна, урожденная Медведева, была наследницей имения Кузлово в Вышневолоцком уезде. Поскольку семья военного слишком часто переезжала с места на место, было решено матери с детьми перебираться в Москву. Окончив классическую гимназию, Алексей поступил в 2-й Московский кадетский корпус, где провел пять лет (1877–1882).

Будущий художник поначалу не проявлял никакого интереса к изобразительному искусству, даже не умел рисовать. Но однажды летом 1882 года он побывал на Всероссийской промышленно-художественной выставке и испытал сильнейшее потрясение. «Это был поворотный пункт моей жизни, — писал он в воспоминаниях. — С тех пор искусство стало моим идеалом, самым святым, к чему стремится моя душа…» Учитель живописи не узнавал своего прежде нерадивого ученика. Успехи молодого человека ошеломляли окружающих. Его работы вывешивались в классе как образцы для подражания. А сам он все выходные, каждую свободную от занятий минуту проводил в Третьяковской галерее. По воскресеньям пропадал там с утра и до закрытия — без обеда, забывая обо всем, что происходило за стенами музея. По его собственным словам, Третьяковка стала для него «новым храмом, где он проводил свои… личные богослужения».

Скоропостижная смерть отца потрясла молодого Явленского, у него словно выбили почву из-под ног, и вместо занятий живописью он вынужден был поступить в 3-е Александровское военное училище (1882–1884). Однако он не пропускал ни одной новой выставки, по вечерам нередко посещал консерваторию и другие концертные залы, потрясенный до слез, слушал Шуберта, Шумана, Шопена, Бетховена… В 1884 году двадцатилетний Алексей Явленский по завершении учебы в училище был произведен в подпоручики и зачислен в 7-й гренадерский пехотный полк в Москве. Он снимает квартиру на Покровке у своего приятеля, живописца Николая Рачкова, потому что ему необходимо попасть «в среду», вращаться в ней, расширять и углублять знакомства среди художников.

В 1890 году Явленский добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. В августе 1890 года он выдержал приемный экзамен в Императорскую Академию художеств и стал посещать там сразу два курса: курс рисунка и живописи головы и курс батальной живописи.

Однако консервативное преподавание в Академии очень скоро перестало устраивать Алексея Георгиевича. Ему было неинтересно и скучно часами рисовать гипсовые головы во всех их мельчайших анатомических подробностях. В 1893 году, разочаровавшись в академическом преподавании, будущий художник начал работать самостоятельно в мастерской у своей знакомой, ученицы Репина М.В.Веревкиной, которая стала впоследствии спутницей его жизни в течение 30 лет.

В 1896 году Явленский вышел в отставку в чине штабс-капитана с правом получения небольшой пенсии из государственной казны. А осенью этого же года вслед за своими друзьями-художниками И.Грабарем и Д.Кардовским, уехал с М.Веревкиной в Мюнхен, ставший их постоянным местом жительства. Большая часть жизни и творчества Алексея Георгиевича была связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом официальных изменений в биографические данные не вносилось.

Золотой век Мюнхена пришелся на рубеж XIX и XX веков — именно здесь возник и развивался немецкий модерн. В 1893 году был основан знаменитый Мюнхенский сецессион. На заре ХХ века баварская столица стала одним из европейских центров авангардизма. Вплоть до Первой мировой войны сюда стремились поэты, художники, ученые, в том числе и многие наши соотечественники. Вместе с М.Веревкиной, Д.Кардовским и И.Грабарем он поступил в частную художественную школу известного словацкого живописца Антона Ашбе. Школу его называли «Вавилоном народов и языков», так как к нему приезжали художники со всего мира. Около восьми лет потратил Явленский на обучение. Непростые это были годы для него, подчас мучительные. Уже уйдя из класса Ашбе, Явленский продолжал экспериментировать, искать собственный путь. В 1890–1900 годы много путешествовал, работал в Италии и Франции, приезжал в Россию. В ранний период творчества последовательно испытал влияние Репина, Серова и Коровина, позже — Уистлера, Ван Гога, Сезанна, Пикассо и Матисса. В начале 1900-х годов художник пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы»; использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. К 1903 году в его живописи практически разорвана связь с академизмом и реализмом. Тогда же определилась и тематика его произведений: ни литературные, ни исторические, ни мифологические сюжеты Явленского не привлекали; он пишет портреты, натюрморты и пейзажи (ландшафты).

В его натюрмортах этого периода изображаемые предметы максимально абстрагированы, над всем господствует цвет. Он предельно интенсивен, а окружающее пространство в натюрмортах фактически отсутствует: нет ни стен, ни окон, ни стола, где они должны бы располагаться. Как будто материал натюрморта существует сам по себе, парит… Этот эффект «вырывания из среды» для произведений Явленского очень характерен и производит сильнейшее впечатление.

С 1903 года он выставляется в Мюнхенском и Берлинском сецессионах, а также участвует в русских выставках Нового общества художников (Санкт-Петербург, 1905). Весной 1903 года Явленский посетил Бретань, о чем вспоминал позже: «Здесь я работал очень много и наконец научился отображать в красках природу в соответствии с моей горящей душой… Именно тогда я научился писать не то, что вижу, а то, что чувствую».

1905 год стал для художника переломным. Он сменил технику, навсегда оставив темперу и перейдя исключительно на масляные краски, которыми и писал до конца жизни: сначала на холсте, потом на картоне, а с 1914 года на структурированной бумаге для живописи, наклеенной на картон.

В 1906 году его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С.Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне.

В 1909 году вместе с Кандинским он организовал «Новое Мюнхенское художественное общество» в ответ на отказ Сецессиона принять их произведения, стал вице-президентом этого общества, а после ухода Кандинского — президентом (1911). Весна 1911 года ознаменовала новый подъем в творчестве Явленского. В его живопись врываются открытые краски в чрезвычайно резких сочетаниях — оранжевый, синий, желтый и красный буквально полыхают на его полотнах, а лица на портретах больше напоминают маски. И пришли, наконец, успех и признание — он продал 16 картин. Почти перед самой войной он вышел в авангард европейских художников.

В 1912 году написано большинство его голов и автопортрет, который считается одним из величайших достижений экспрессионизма. Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея «Der Sturm», февраль 1914).

В начале войны выехал в Швейцарию вместе с М.Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой, имевшей от него сына Андрея. Изо дня в день перед его глазами представала одна и та же картина: дома, деревья, ведущая к озеру дорога и горы вдали. Он пишет их в разное время суток и при разном освещении, трансформируя конкретные предметы в отвлеченные цветовые формы. Названия работ — «Перед грозой», «Весенний вечер», «Меланхолия» — передают состояния природы и души художника. С войной закончилась благополучная жизнь с путешествиями, свободой передвижения когда и куда угодно, коллекционированием дорогих картин и предметов искусства. Эта беззаботная жизнь, ставшая привычной и продолжавшаяся долгие годы, осталась позади, что отразилось на настроении и душевных переживаниях художника. Особенно отчетливо это проявляется в его работе 1916 года «Русский мотив», где изображена покосившаяся церковь и кружащая в небе стая черных ворон. «Моя душа после всех страданий стала другой. И я должен был искать другие формы, цвета и краски, чтобы выразить ее», — вспоминал он на склоне лет. В 1917 году он переехал в Цюрих. Здесь, в Цюрихе, возникла его вторая после «Вариаций на пейзажную тему» знаменитая серия «Мистические головы». Это были стилизованные женские лица: большие глаза с черными зрачками завораживали, притягивали к себе, обнаруживая связь с византийскими мозаиками и, в некоторых случаях, близкой русскому человеку православной иконой. Тут же, одновременно с «Мистическими головами», Явленский начал работать и над другой серией — «История Спасителя» (или «Лики Спасителя»).

Нанесенные тонкими мазками пастельные тона образуют овальные лики, часто с закрытыми глазами и третьим глазом — символом мудрости. Испытывая явный творческий подъем, художник надеялся продолжать и продолжать свою работу, но... подвело здоровье. Всего «Мистических голов» написано художником 100 вариаций, «Ликов Спасителя» — около 300, и «Абстрактных голов» — более 1300. Вместе с другими художниками-эмигрантами Алексей Георгиевич участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). В 1921 году он переезжает в Виcбаден. В 1922 году венчается с Еленой Незнакомовой, матерью его сына Андрея, ставшего впоследствии тоже художником.

Возникшее в Висбадене объединение «Синяя четверка» (1924, Явленский, Кандинский, Клее и Фейнингер) провело свыше 20 выставок в Германии и США.

С 1927 года у Явленского начались мучительные боли в ногах, в 1929 году ему был поставлен диагноз — деформирующий артрит в тяжелой форме. У него появляются первые признаки паралича рук и коленных суставов. Но, несмотря ни на что, художник продолжает много работать. «Я болен, я зрел, но я не стар, — пишет он. — Я говорю с Богом, я молюсь ему в своих работах. Это зрелость». Болезнь прогрессировала, работая, он вынужден был держать кисть обеими руками, а когда и этого не смог делать, просил привязывать кисти к рукам. «Моя работа — это моя молитва, страстная молитва, высказанная красками». С 1934 года он почти не мог двигать правой рукой. Поэтому начал писать уменьшенные в масштабе символические головы Христа, называя их «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. С минимальными изменениями варьировал одну и ту же композиционную схему, в которой очертания лица трансформировались в крестообразный символ, перечеркивающий всю поверхность картины. За последние три года своей работы он смог написать их более 1600 вариантов. Искусствоведы считают «Медитации» вершиной творчества Явленского, справедливо утверждая, что эта серия не имеет себе равных в истории искусства ХХ века.

В 1934 году художник получил немецкое гражданство, на которое подал документы еще в 1930-м. И именно в тот момент, когда он стал гражданином страны, где, как ему казалось, он только и мог жить, куда он так рвался в свое время из Швейцарии, его искусство стало здесь ненужным и было объявлено вредным. Вырожденческим. С 1933 года нацистские власти Германии, объявившие борьбу с авангардом, запретили ему выставочную деятельность. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью.

Последние три года жизни он не мог уже писать. Жил на ежемесячное пособие от Общества Явленского, организованного его почитателями.

Скончался Алексей Георгиевич 15 марта 1941 года и был отпет в русском православном соборе в Висбадене.

Всего А.Г.Явленский написал более трех с половиной тысяч работ, но в российских собраниях хранится не более двух десятков. В 2018 году в Русском музее (Санкт-Петербург) проходила выставка отца и сына Явленских «Приключения цвета».

В.Р. Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок