30 лет со дня кончины отца Иоанна (Шаховского)

Дмитрий Алексеевич Шаховской родился 23 августа 1902 года в Москве в семье представителей тульской ветви известного рода Шаховских. Его прадед — князь Иван Леонтьевич Шаховской, мать — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра Зинаида стала писателем, журналистом, известным деятелем русского зарубежья.

Дмитрий получил начальное образование в гимназии Санкт-Петербурга, а в 1915 году был принят в императорский Александровский лицей в Царском селе и учился там до 1917 года.

Революционные события резко изменили жизнь семьи. Приехав в родовое имение в Тульскую губернию, Дмитрий вместе с матерью был арестован и оказался в тюрьме, сестра Зинаида оставалась в заложницах. Аресты матери и сына чередовались с освобождениями. Когда мама попала в Бутырку, а Дмитрий оказался на свободе, он хлопотал за нее и даже побывал у Дзержинского и Менжинского. Каким-то чудом княгиню освободили, а сын, избежав расстрела, уехал на юг России и летом 1918 года вступил в армию генерала Деникина. 16-летний доброволец участвовал в боях под Царицыным, был контужен. В 1919 году, оправившись от болезни, поступил в Севастопольскую морскую телеграфную школу и, окончив ее, был зачислен радистом на крейсер «Алмаз». Но через год его как не достигшего 18-летнего возраста перевели радистом в Русское общество пароходства и торговли.

Путь Дмитрия Шаховского в эмиграцию был типичен для представителей русского дворянства: сначала Константинополь, потом Франция, а дальше — настойчивое стремление продолжать образование. В Париже он учился в Свободной школе политических наук, а переехав в 1922 году в Бельгию, окончил историко-филологический факультет Левенского университета. С 1926 года Дмитрий Шаховской начинает редактировать в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничает с другими русскими изданиями, публикует свои стихи.

Новый этап жизни Дмитрия Шаховского кому-то из его окружения показался неожиданным. Но он был подготовлен жизненным опытом молодого человека, поисками смысла, который помог бы преодолевать трагические изломы бытия. В 1926 году Дмитрий Шаховской в возрасте 24 лет принимает решение посвятить себя монашескому служению. На Афоне в Пантелеимоновом монастыре по благословению епископа Вениамина (Федченкова) он постригается в монахи с именем Иоанн в честь апостола Иоанна Богослова.

Вернувшись во Францию, в ноябре того же года Шаховской поступил в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, а в декабре был рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Александро-Невском кафедральном соборе.

В начале 1927 года он выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия) к епископу Вениамину (Федченкову), которого Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) назначил на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля русского прихода в городе Белая Церковь. Вслед за наставником Шаховской перешел в РПЦЗ и некоторое время жил в сербском монастыре Петковица близ города Шабац.

Затем последовало его рукоположение в сан иеромонаха и служение помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви. А впоследствии отец Иоанн стал законоучителем кадетского корпуса и настоятелем Георгиевского храма. Просветительская и миссионерская деятельность всегда отличали служение отца Иоанна. Он был строителем и первым настоятелем русского храма Святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе (1928–1930) и директором Православно-миссионерского издательства.

В 1930 году — вновь переезд в Париж, переход в юрисдикцию Западноевропейского экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием. А в апреле 1932 года архиепископ Иоанн назначается настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. Вот как он вспоминал об этом периоде своей жизни: «Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но …стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население».

18 мая 1935 года отец Иоанн был возведен в сан игумена. С 26 мая 1936 года стал благочинным приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, со 2 мая 1937 года — архимандритом. Он издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноименное православное издательство. В 1937 году был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей. Правда, отношение отца Иоанна к этой власти было противоречивым. Он, как и часть эмиграции, видел в начавшейся войне возможность конца Советского Союза. Но впоследствии в Берлине тайно отслужил службы о здравии тех соотечественников, которые оказались в опасности.

Еще до окончания Второй мировой войны отец Иоанн в феврале 1945 года переезжает в Париж, а в начале 1946 года — в США, где становится настоятелем храма в Лос-Анджелесе. После собора в ноябре 1946 года в Кливленде он выступает против присоединения митрополии к Московской патриархии.

Отец Иоанн был активным участником экуменического движения, членом Всемирного совета церквей. Его религиозно-просветительская и творческая деятельность, его богословские труды, издававшиеся с конца 1920-х годов и переведенные на английский, немецкий, сербский, итальянский и японский языки, способствовали развитию гуманистических идей и были высоко оценены богословами разных стран и конфессий. Среди наиболее известных изданий: «Церковь и мир» (Таллин; Берлин, 1934), «Философия православного пастырства» (Берлин, 1938), «Два послания к русскому народу. Рождественские радио-передачи в СССР “Голоса Америки”» (Нью-Йорк, 1949), «Десять слов о вере» (Буэнос-Айрес, 1950).

Владыка Иоанн занимался и литературным творчеством — прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник — еще с тех пор, когда не был рукоположен. Вот как Анатолий Краснов-Левитин писал про труды архиепископа: «Его книги читают и эмигранты, попадают они и в Россию. Владыка всегда выбирает очень актуальные темы. Такова его книга о Льве Николаевиче Толстом (“Толстой и Церковь”. — Берлин, 1939). Таковы его книги, в которых Владыка откликается на все актуальные вопросы нашего времени… он никогда не опускается до вульгарной полемики, с личными выпадами, с грубостями в адрес идейных противников. Он всегда сохраняет корректный, доброжелательный тон… он может всегда понять противника… и питает к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений».

Такой же была деятельность отца Иоанна в качестве ректора Свято-Владимирской духовной семинарии. И такой же стиль общения отличал его передачи «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки». Он вел их на протяжении 40 лет: регулярно с 1951 года, еженедельно с 1953 года и когда в 1961 году был возведен в сан архиепископа.

С 1978 года отец Иоанн постоянно находился на покое в Санта-Барбаре. Но по-прежнему выступал на радио, вел переписку. Он скончался 30 мая 1989 года и был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан-Франциско.

Тамара Приходько