35 лет со дня кончины П.П.Сувчинского

24 января 2020 года — 35 лет со дня кончины Петра Петровича Сувчинского (Шелиги-Сувчинского) (17(05).10.1892, Санкт-Петербург, Россия – 24.01.1985, Париж, Франция), культуролога, философа, одного из активных участников евразийского движения, музыковеда, литературного критика. Из богатой семьи потомственного польского дворянина графа Петра Шелиги-Сувчинского, председателя правления русского товарищества «Нефть». Состояние Сувчинских перед революцией исчислялось сотнями тысяч рублей, им принадлежало имение Тхоровка на Украине, сдававшееся в аренду промышленному предприятию. Анна Ивановна, мать Петра Петровича, владела новым домом на Петроградской стороне в Петербурге, семья же проживала в столице по адресу: Большая Московская, 10.

Детство юный Петр провел в родовом имении под Полтавой. С ранних лет он отличался разносторонней одаренностью: занимался музыкой, брал уроки фортепиано и вокала, изучал историю, увлекался художественной литературой и философией. После окончания Тенишевского училища, а затем университета и консерватории в Петербурге, он вошел в круг журнала «Мир искусства», основал и издавал совместно с А.Н.Римским-Корсаковым журнал «Музыкальный современник», взяв оплату издания на себя (1915–1917), а вместе с Б.В.Асафьевым — сборник «Мелос» (вышли только две книги, 3-я книга не вышла, материалы погибли в 1919 году). Борис Асафьев тогда так характеризовал Сувчинского: «страстный любитель музыки, серьезный специалист в области русской поэзии и литературы, всесторонне образованный человек» (Асафьев Б.В. Мысли и думы // Воспоминания о Б.В.Асафьеве. Ленинград, 1974). О нем с симпатией упоминает в своих дневниках и Александр Блок, чья поэзия будет предметом статей Петра Петровича в евразийских сборниках (в 1920 году «Русско-болгарское книгоиздательство» даже выпустит поэму «Двенадцать» с предисловием Сувчинского).

Современники не раз отмечали, что для графа характерна «стихийная тяга ко всему свежему и обновляющемуся»: в искусстве, в истории, в интеллектуальной жизни. «Обновление плодотворно, — в то же время уточнял он сам, — только когда следует рука об руку с традицией. Живая диалектика требует, чтобы обновление и традиция развивались и утверждали друг друга в одновременном процессе. Что ж, Россия видела только консерватизм без обновления, либо революцию без традиции...» (Стравинский И. Музыкальная поэтика. 1942. П.П.Сувчинский помог обработать Стравинскому его лекции для издания этой книги, концепция же «музыкального времени», анализ советской музыки 1920–1930-х годов в пятой лекции написаны им самим).

Сувчинский становится одним из основателей евразийского движения наряду с лингвистом, философом, культурологом князем Николаем Сергеевичем Трубецким, географом и политологом Петром Николаевичем Савицким, философом и богословом Георгием Васильевичем Фроловским и принимает активное участие в его популяризации. Осенью 1919 года Петр Петрович создает в Софии «Российско-болгарское книгоиздательство», для того, чтобы издать основополагающую для евразийцев книгу «Европа и человечество» Н.С.Трубецкого. В 1921 году его стараниями в Софии выходит первый сборник евразийцев «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Книга 1».

Петр Петрович не любил быть на виду. Стремление к конспирации объясняется и тем, что после 1924 года, когда от движения отошел Г.Флоровский, евразийство в качестве важнейшей задачи провозгласило распространение своих идей не столько в эмиграции, сколько в советской России. «И мечом, и политикой Россию не освободить, — писал Сувчинский в 1922 году. — Она победит свой плен и, может быть, плен всего мира внутренним ростом и вдохновением своих культурных сил» (Сувчинский П.П. Вечный устой // На путях. Утверждение евразийцев. Книга 2. Берлин, 1922). В отличие от других эмигрантов, считавших революцию 1917 года результатом внешних заговоров или совпадением случайных и злосчастных обстоятельств, евразийцы сочли Октябрьскую революцию великой катастрофой. Они видели в революции приговор над «Россией Санкт-Петербурга», которая еще с эпохи Петра I пробовала стать (хотя и безуспешно) европейской державой. Если большевики объявляли Октябрьскую революцию результатом классовой борьбы, то евразийцы видели в революции гибель навязанной стране модели европейской цивилизации. С евразийской точки зрения, выход для России — не в реставрации царской монархии и не в формировании демократической республики по западному образцу, а в создании «идеократического государства», ортодоксальным основанием которого является культурное наследие России как евразийской державы.

В 1922 году Сувчинский проживал в Берлине, занимался организацией евразийских изданий, в частности, второго сборника — «На путях. Утверждение евразийцев. Книга 2» и финансировал авангардный театр. В том же году он возглавил сначала в Берлине, затем в Париже издательство «Евразия» (1922–1928). Переехав во Францию в 1925 году, поселился в Кламаре под Парижем. В том же году женился на Вере Александровне Гучковой, дочери лидера октябристов, министра Временного правительства А.И.Гучкова. В эти годы он привлекает к евразийству известного философа и медиевиста Л.П.Карсавина, несмотря на видимое сопротивление Н.С.Трубецкого и П.Н.Савицкого, считавших его «скомпрометированным» связями с религиозно-философским ренессансом. Дочь Карсавина Марианна впоследствии станет второй женой Сувчинского.

К концу 1920-х и особенно в 1930-е годы евразийское движение все более политизировалось, принимая облик партии, со своей политической программой, идеологией, социально-экономическим учением и организацией. «Русская революция, — писал Петр Сувчинский, — отчетливо определила Россию как самодовлеющий евразийский мир... Россия может и должна быть в системе мировых сил лишь аналогом Соединенных Штатов, что может быть достигнуто осознанием и закреплением трех основных моментов русского исторического и современного типа. Эти моменты могут быть сформулированы следующим образом: первичная религиозно-культурная субстанция русско-евразийских народов, революция как совокупность идей и процессов, приведших к созданию современного типа России, и система следствий революции, выражающаяся формально в советском федерализме и экономическом этатизме» (Сувчинский П.П. Pax Eurasiana // Евразия. Париж, 1929. № 10).

Именно поэтому кламарская группа евразийцев воспринимала Советы как перспективный тип управления различными социальными слоями населения и другими человеческими общностями. Точнее говоря, они нашли в большевистской партии прототип идеократической партии нового типа, а в Советах видели представительный орган власти, способный «направлять» стремление масс к строительству евразийского государства. Неудивительно, что Петр Сувчинский склонялся «влево». Н.С.Трубецкой, еще в 1922 году подметивший в Сувчинском страсть к левизне, не ошибался. Петр Петрович установил контакт с ведущим сменовеховцем Н.В.Устряловым и предполагал сотрудничество с группой его единомышленников (в этом Трубецкой тоже упрекал Сувчинского).

Русская культура, по Сувчинскому, «концентрически» выражает религиозно-нравственные основы миросозерцания русского народа, где вся проблематика жизни, все множество реакций на нее сосредоточено вокруг вопроса о цели и смысле жизни. Несовместимость же индивидуальной личности Запада и соборной личности Евразии служит непреодолимым барьером для переноса ценностных установок и ориентиров с Запада на Восток. И движущей идеей событий, переживаемых страной начиная с 1917 года, является поиск единой и надежной системы сознания и жизни, осуществляющихся в коммунистическом эксперименте.

В 1926–1928 годах Петр Петрович совместно со Д.П.Святополк-Мирским и С.Я.Эфроном издавал в Париже «левоевразийский» журнал «Версты», который объединил вокруг себя Л.Шестова, А.Ремизова и М.Цветаеву (3 номера). Он установил контакт с Горьким, посетив его в 1927 году на острове Капри. В 1928 году Сувчинский и Святополк-Мирской приняли в Кламаре решение издавать еженедельную газету «Евразия» и пропагандировать диалог евразийства с коммунизмом. Именно Сувчинский, несмотря на протесты (яростные — Савицкого и более сдержанные — Трубецкого), содействовал появлению газеты «Евразия», которая стала откровенным рупором советской пропаганды. Появление «Евразии» с ее шаблонным языком советских газет и своеобразной смесью евразийства, советского марксизма-ленинизма и идей «общего дела» Н.Федорова стало причиной разрыва отношений между П.Савицким и П.Сувчинским. Н.Трубецкой покинул ряды евразийской организации, и евразийское движение в своем изначальном составе прекратило свое существование.

Тем не менее, Петр Петрович, сочувствующий большевикам, в 1932 году подал прошение о советской визе, но получил отказ. Он был одним из лидеров парижского «Союза возвращения на родину», ездил в республиканскую Испанию и в США, побывал в Англии. В 1937 году граф все же посетил СССР и был глубоко разочарован культурной политикой. В годы Второй мировой войны выступал на стороне Советского Союза в его смертельной битве с Третьим Рейхом. В 1946 году после некоторых колебаний он принял окончательное решение не возвращаться на родину.

В целом, его парижскую жизнь можно условно разделить на два периода: до начала 1930-х, когда он был всецело связан с евразийством, в расколе которого сыграл главную роль, и с 1930-х годов, когда занялся исключительно музыкой.

Будучи универсалистом, Петр Петрович после войны в основном занимался музыкальной критикой. Обладая ярким общественным темпераментом, граф всегда находился в центре культурных событий, принадлежа музыкально-художественной элите Парижа. Он переписывался с видными деятелями искусства, философами, писателями (Стравинским, Прокофьевым, Пастернаком, Цветаевой, Юдиной, Рене Шаром, Альбером Камю, Жаном Полем Сартром и другими). Был составителем и редактором известного двухтомника «Musique Russe; études réunies par Pierre Souvtchinsky» (Paris, 1953). В искусствоведении считается одним из праотцов постмодернизма. Вместе с Пьером Булезом и Жаном-Луи основывает общество «Музыкальное достояние» (Le Domaine musical), концерты которого, посвященные современным композиторам, в том числе — российским (Э.Денисов и другие), были более десяти лет заметным событием в музыкальной жизни Европы. В основу создания «Le Domaine Musical» легла идея распространения музыки современных композиторов, принадлежащих к самым различным национальным школам, а также обращение к позднесредневековому музыкальному наследию. Мотивы деятельности Сувчинского в «Le Domaine Musical» становятся понятны из его письма 1957 года Б.Пастернаку: «Вот уже много лет, как я занимаюсь только музыкой, я убежденный сторонник так называемой додекафонической музыки (Шенберг, Берг, Веберн). Благодаря этой школе, этой “технике” стало в музыке “вдруг видимо далеко во все концы света”. Появилось новое ощущение звука, новая выразительность, небывалые возможности, новая философия музыки… <...> Но все это только зачатки большой музыкальной эпохи».

Следует признать, что Петр Петрович в музыке всегда улавливал «дух времени». Как отмечает композитор Жерар Массон, музыкальные темы всегда рассматривались Сувчинским в историческом, философском, общекультурном контексте и в тесной связи с развитием поэзии и прозы. Франция стала для графа землей, доставившей ему радость самореализации, в ней он довольно рано преодолел комплекс эмигранта, но сумел сохранить себя как человека русской культуры.

Петр Петрович Сувчинский скончался в Париже 24 января 1985 года в возрасте 93 лет.

См. публикации П.П.Сувчинского в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок