65 лет со дня кончины И.А.Ильина

21 декабря 2019 года — 65 лет со дня кончины Ивана Александровича Ильина (псевдонимы: Н.Иванов, Н.Костомаров, Юстус, И.Л., Ивер, С.П., Старый политик, Православный, Странник, Ослябя, Пересвет, Карл Брабазиус, д-р Алфред Норманн, Юлиус Швейкерт и другие; 09.04(28.03).1983, Москва, Россия – 21.12.1954, Цолликон близ Цюриха, Швейцария, перезахоронен в 2005 году в Донском монастыре в Москве), православного мыслителя и философа, правоведа, публициста. По отцовской и материнской линии Иван Александрович происходил из дворянских родов, служивших верой и правдой своему Отечеству. Прадед Иван Ильич Ильин служил при императоре Павле I коллежским советником. Оставил после себя «Катехизис. Сыну моему Ивану Ивановичу Ильину мое родительское благословение», в котором изложил свои взгляды на воспитание детей в духе патриотизма и служения Богу, царю и отечеству, что сильно повлияло на весь род Ильиных.

Дед философа, Иван Иванович Ильин, — военный, в мае 1826 года был уволен в отставку. Продолжил свою деятельность уже в Москве как инженер-строитель, полковник, кавалер ордена Святого Владимира IV степени. Он возводил Большой Кремлевский дворец (1839–1849), затем стал его смотрителем и комендантом. В Кремле жила и вся семья деда, там же родился и отец Ивана Ильина — Александр Иванович, крестным которого был император Александр II. Отец философа — выпускник юридического факультета Московского университета, губернский секретарь, мать — Каролина Луиза Швейкерт — немка по происхождению. Приняла православие после венчания в 1880 году и стала Екатериной Юльевной Ильиной.

Будущий философ родился в Москве третьим сыном в семье, а всего у Ильиных было пятеро сыновей. Как все образованные и религиозные люди, они стремились дать детям хорошее воспитание и полноценное образование. Иван окончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию в 1901 году и, как и все его братья, пошел по стопам отца, поступив на юридический факультет Московского университета. На втором курсе заболел бронхитом и уехал лечиться на три месяца в имение родителей, взяв с собой «Историю древней философии» Вильденбанда, курс Новгородцева и «Диалоги» Платона. По его словам, «к весне Платон был им изучен и полюблен». На экзамене по философии права ему достался билет о Платоне. Экзамен Ильин сдавал П.И.Новгородцеву, который поставил ему самую высокую оценку — пять с плюсом. Видя благожелательное отношение к себе преподавателя, слывшего строгим экзаменатором, Ильин тут же попросил у него разрешения прийти в приемные часы к нему в дом для разговора о своих дальнейших занятиях историей философии права и получил согласие. Так он попал в научную школу Новгородцева. Университет Ильин закончил с дипломом первой степени. В сентябре 1906 года на заседании юридического факультета по предложению князя Е.Н.Трубецкого Ильин был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию.

27 августа 1906 года Иван Александрович венчался с выпускницей Высших женских курсов Наталией Николаевной Вокач.

В 1909 году он сдал экзамены на степень магистра государственного права и был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета. Его первая научная работа «Понятие права и силы» вышла в журнале «Вопросы философии и психологии». В конце того же года вместе с женой Ильин уехал в заграничную научную командировку и провел в Германии, Италии и Франции два года. Он работал в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа, где и проводил свои исследования по философии Гегеля. По возвращении приват-доцент Ильин преподавал в университете и других высших учебных заведениях Москвы, был знаменит своими лекциями и серьезной научной деятельностью.

Как молодой и неравнодушный человек, Ильин сразу же откликнулся на события революции 1905 года и своими брошюрами для народа, и участием в студенческом движении. Часто работы своих современников, философов русского религиозного ренессанса Ильин называл «духовным блудом» и был достаточно категоричным в своих оценках. В этическом плане он был максималист, предъявлял очень высокие нравственные требования, и поэтому вольности, которые были характерны для Серебряного века резко осуждал. Любил театр, особенно МХАТ, собирался стать духовным руководителем и идейным наставником труппы К.С.Станиславского. Необычайный патриотический подъем вызвала у Ильина, как и по всей России, война с Германией 1914 года. На нее он откликнулся глубокими размышлениями и выступлениями. Именно это время стало тем философским, нравственным и национальным фундаментом, на котором была выстроена вся его дальнейшая жизнь и все его творения.

Февральскую революцию Ильин воспринял как «временный беспорядок» и пытался всеми своими силами помочь России выйти из этого состояния. Поэтому он из кабинетного ученого превращается в активного политика, борца и идеолога правого дела. Октябрьский переворот большевиков он оценил как катастрофу и активно включился в борьбу с режимом интернационалистов. Его пламенная статья «Ушедшим победителям», опубликованная в газете «Русские ведомости» через три недели после переворота, была прямым обвинением большевиков и предрекла им историческую гибель. По свидетельству генерала фон Лампе, «оставаясь в Москве, Ильин сразу же установил связь с организатором белого движения на юге России генералом Алексеевым и беззаветно отдался делу “белых”». За это он был трижды арестован в 1918 году, судим Революционным трибуналом, но по счастливой случайности оправдан за недостаточностью улик.

19 мая 1918 года состоялась защита его диссертации, Ильину присудили единогласно сразу две степени — магистра и доктора государственных наук; вскоре он стал профессором Московского университета.

В августе 1919 года выдали ордер на арест и пришли с обыском. Ильин в это время скрывался, его преследовали за участие в контрреволюционном движении общественных деятелей Москвы. В феврале 1920 года Ильина арестовали по знаменитому делу организации «Тактический центр», но через два дня, как говорили, по настоянию Ленина отпустили (как автора лучшего исследования философии Гегеля!). Последний раз он был арестован в сентябре 1922 года. Ильину предъявлялось обвинение в том, что «он ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности». По постановлению Судебной коллегии ГПУ он был приговорен к высылке за границу. Только год назад Иван Александрович похоронил своего отца, а вскоре прощался с матерью на Николаевском вокзале в Москве перед отъездом навсегда: «высокий-высокий Ильин и маленькая Екатерина Юльевна, вся в слезах, и осеняющие друг друга крестным знамением» (Реброва А.С. Род И.А.Ильина на рязанской земле // Сборник лучших работ участников Ильинских образовательных чтений 2017 года. Рязань: Народный союз, 2018. С. 74). Они не увидятся более, хотя будут переписываться, тайно переправляя нарочными письма, не подписывая их и не упоминая имен. Ильин и его жена были высланы в Германию вместе с группой философов, ученых и литераторов на пароходе «Oberbürgermeister Haken». Генерал А.А. фон Лампе впоследствии писал, что большевики «неосторожно выпустили своего сильнейшего врага».

Размышляя вскоре после высылки из страны в «Очерках внутренней России» об оставленных там, Ильин предвидел будущее России: «Что же мы там “сберегли” и что можно охранять там теперь? Что сбережется, покажет будущее. Знаю, что под напором большевиков, из года в год, обороняемое достояние России отчасти суживалось в объеме, отчасти углублялось в содержании. И ныне остались: храмы, библиотеки, музеи, памятники старины, живой состав русского народа, железные дороги, леса и недра. И, главное, духовно: русская душа, русская вера, русский характер, русский уклад. И в материальном, и в духовном есть невосстановимое. Огради его, Господи!».

По приезде в Берлин Ильин активно включился в жизнь русских эмигрантов за границей. Он был одним из организаторов открывшегося в феврале 1923 года Русского научного института, в котором читал 11 лет курсы энциклопедии права, истории этических учений, введения в философию и эстетику, учения о правосознании и другие. В 1923–1924 годы — декан юридического факультета этого института, в 1924 году избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

Иван Александрович установил тесную связь с правой и либерально-консервативной частью русского зарубежья. Он был одним из главных организаторов Российского зарубежного съезда 1926 года, его делегатом (с двумя голосами), произнес на съезде, по мнению многих, лучшую и самую глубокую речь, призывая участников преодолеть политическую болезнь «партийности» и партийную психологию.

Ильин включился в работу Русского общевоинского союза на правах его негласного идеолога; именно его замечательной статьей «Белая идея» открывается первый том «Белого дела» («Летописи Белой борьбы») — издания, задуманного П.И.Врангелем.

Более 200 раз Иван Ильин выступал с лекциями и докладами о русских писателях, русской культуре, основах правосознания, о революции, большевизме, частной собственности, религии и Церкви, о советском режиме в разных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии (1926–1933), что давало ему скромные, но достаточные средства к существованию. Он состоял членом редакции газеты «Возрождение», публиковался в правых консервативных газетах: «Россия и славянство», «Русский инвалид», «Новое время», «Слово», «Новый путь», «Россия», и в журналах: «Русская мысль», «Перезвоны», «Новый путь», «Православная Русь», «День русского ребенка».

Много внимания Ильин уделял подрастающему поколению. Сотрудничал с молодежной организацией «Национально-трудовой союз нового поколения» (НТСНП). В издательстве этой организации «За свободу» вышли его брошюры «Три речи о России» (1934), «Творческая идея нашего будущего» (1937) и «Основы борьбы за национальную Россию» (1938). В кругах НТСНП был весьма популярен его журнал «Русский колокол», с характерным для его философии подзаголовком: «Журнал волевой идеи». В 1930 году участвовал в работе Сент-Жюльенского съезда, организованного Лигой Обера (Русской секцией Международной лиги для борьбы с 3-м Интернационалом).

В 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать по программе, составленной национал-социалистами, а в 1938 году арестовали его брошюры, а ему самому угрожал концлагерь. Но верные друзья помогли Ильину переехать в Швейцарию. С.Рахманинов внес денежный залог в размере 4000 швейцарских франков. Однако философу было запрещено работать и вести политическую деятельность. В 1948–1954 годах Ильин посылал листки-бюллетени РОВСу без подписи (всего 215 листков), которые были изданы уже после смерти ученого в двух томах под названием «Наши задачи». В 1953 году он завершил и опубликовал в Париже труд тридцати лет своей жизни — «Аксиомы религиозного опыта».

Скончался Иван Александрович Ильин 21 декабря 1954 года в больнице, его смерть была мгновенной и легкой. На его могиле в Цолликоне установлен красивый надгробный памятник, на котором высечена философская эпитафия, составленная им самим.

Иван Ильин принадлежал той философской эпохе, которую принято называть «русским религиозным ренессансом». Однако он шел своим путем, сознательно не вторгаясь в область богословия. Он рано усвоил сократовскую истину и считал, что надо не только познавать, но и быть («быть по-другому» – его характерное выражение), что философские имена и учения нужно не только знать, но и жить ими. Во главу угла ставил философский духовный опыт или «философию как духовное делание». И если в религии духовный опыт — это догмат, то в философии — очевидность, то, чем должны завершиться философское доказательство и философская мысль. Он считал, что самое главное в человеке — это Дух. Еще в 1934 году в докладе «Творческая идея нашего будущего», прочитанном в Праге и Белграде, И.А.Ильин сформулировал грядущие задачи русского народа: «Мы должны сказать всему остальному миру, что Россия жива, что хоронить ее — близоруко и неумно; что мы — не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, с русским разумом и русским талантом». Он был убежден, что ни идея «народничества», ни идея «демократии», ни идея «социализма», ни идея «империализма», ни идея «тоталитарности» — ни одна из них не вдохновит и не поведет Россию к добру.

В апреле 2008 года в Москве на старейшем здании МГУ на Моховой была установлена мемориальная доска в память об Иване Александровиче Ильине — выпускнике и преподавателе университета.

См. публикации И.А.Ильина http://elibrary.domrz.ru/absopac/index.php?url=/auteurs/view/source:default/id:5897 в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок