80 лет со дня кончины Льва Шестова

20 ноября 2018 года — 80 лет со дня кончины Льва Шестова (настоящие имя и фамилия Иегуда Лейб Исаакович Шварцман; 12.02(31.01).1866, Киев, Россия – 20.11.1938, Париж, Франция), литератора, философа, одного из основателей русского экзистенциализма. Из купеческого сословия. Его отец, Исаак Моисеевич Шварцман, был купцом 1-й гильдии, имел собственное дело — «Мануфактурные склады Исаака Шварцмана», знал древнееврейскую письменность и пользовался авторитетом в еврейской общине. Сын не пошел по стопам отца. Более того, торгово-финансовые дела отца на протяжении долгих лет были для него тяжкой ношей. В 12 лет он был похищен группой анархистов, тщетно ожидавшей в течение полугода выкупа за него от Исаака Моисеевича. Затем, уже став известным писателем, Шестов был вынужден изо дня в день сидеть за счетами и вплоть до самой революции разбирать денежные споры между родственниками.

Поступил Шестов в гимназию в Киеве, окончил ее в Москве. В 1884 году был принят на физико-математический факультет Московского университета, затем перешел на юридический факультет, окончил университет уже в Киеве. Диссертация его «О положении рабочего класса в России» была запрещена к печати цензурой. Он не стал доктором юриспруденции, но был записан в сословие адвокатов, хотя ни разу не выступил на адвокатском поприще. Проходил военную службу после университета как вольноопределяющийся (1890–1891), затем недолго был помощником присяжного поверенного в Москве.

В 1891 году в Киеве, куда Шестов вернулся из Москвы, начался первый период его философских занятий, литературных опытов, скрупулезного изучения творчества У.Шекспира и Ф.Ницше, оказавших на него сильнейшее влияние. Он пережил философскую драму Ф.Ницше как «потрясение», «внутренний переворот». «…Я чувствовал, что мир совершенно опрокидывался», — вспоминал Лев Исаакович впоследствии. «Добро — братская любовь — не есть Бог», «Ницше открыл путь. Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать Бога». Этот тезис останется навсегда основополагающим в дальнейшем творчестве Льва Шестова.

Участвуя в торговом деле отца до конца 1895 года, Шестов заболел острым нервным расстройством. Это было время глубочайшего отчаяния, его внутренней катастрофы. В 1896 году он отправился за границу для лечения, побывал в Вене, Берлине, Мюнхене, Париже и других городах.

В феврале 1897 года женился на православной русской девушке Анне Елизаровне (Елеазаровне) Березовской. Религиозная нетерпимость отца заставила их долгие годы хранить этот брак в тайне и препятствовала возвращению семьи в Россию. В 1897 году у них родилась дочь Татьяна, в 1900 году — Наталья. С согласия Шестова дети были крещены.

В 1901 году С.Дягилев предложил Шестову сотрудничество в журнале «Мир искусства». С этого времени начинается его сближение с петербургскими и киевскими литераторами, философами — Д.Мережковским, З.Гиппиус, В.Розановым, Н.Бердяевым, С.Булгаковым. Одна за другой выходят его книги «Достоевский и Ницше (Философия трагедии)» (1903), «Апофеоз беспочвенности (Опыт догматического мышления)» (1905), «Начала и концы» (1908), «Великие кануны» (1911). Одна из лучших его работ этого периода — статья «Творчество из ничего» (1905) — посвящена А.П.Чехову. В противовес распространенному взгляду на Чехова как на «мягкого, нежного лирика», «поэта сумеречных настроений» и «певца хмурых людей» — Шестов характеризует Чехова как писателя беспощадного и признает у него «удивительное искусство одним прикосновением, даже дыханием, взглядом убивать все, чем живут и гордятся люди». Книгой «Великие кануны» (1911) заканчивается этот период его творчества.

Летом 1914 года семья возвращается в Россию и поселяется в Москве на Плющихе. Теперь Шестов часто выступает в литературных и философских обществах, поддерживает дружбу с Вяч. Ивановым, М.Гершензоном, Н.Бердяевым, С.Булгаковым, сестрами Герцык. Считает, что «…русская философская мысль, такая глубокая и своеобразная, получила свое выражение именно в художественной литературе». Его статьи печатают журналы «Русская мысль» и «Вопросы философии и психологии».

После гибели на фронте внебрачного сына Сергея Листопадова осенью 1917 года Шестов переезжает в Киев, где читает курс «История древней философии» в Народном университете.

Октябрьскую революцию Лев Шестов не принял. В октябре 1919 года семья из Киева перебирается в Ялту, а в начале 1920 года покидает Крым, и через Константинополь, а затем через Италию направляется в Париж. Парижский период — самый продуктивный в творческой судьбе Шестова. Он много и интенсивно работает: ведет курс в Сорбонне по русской религиозной философии, выступает с докладами и лекциями, публикует статьи в крупнейших французских журналах, принимает деятельное участие в изданиях и переводах своих книг. В эти годы он лично знакомится с Т.Манном, А.Жидом, М.Бубером, Э.Гуссерлем, М.Хайдеггером, А.Мальро. В Париже были написаны важнейшие его книги: «На весах Иова (Странствования по душам)» (1929), «Киркегард и экзистенциальная философия» (1936, первое русское издание появилось посмертно, в 1939 году), «Афины и Иерусалим» (первое русское издание — 1951). И хотя главное в этих книгах — фундаментальная философская проблематика, он остается и в них верен темам, избранным в начале своего литературного пути. Для него по-прежнему важен его исходный, всю жизнь терзавший вопрос: к чему пришли мы вместе со всей нашей европейской цивилизацией, к чему мы идем? С июня 1921 года Шестов стал членом Русской академической группы. В феврале 1922 года он был назначен преподавателем историко-филологического факультета Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете. Здесь Шестов почти 16 лет читал свободные курсы по философии. В эти годы его произведения публиковались в переводах на европейские языки, он выступал с публичными лекциями и докладами в Германии и Франции, в 1936 году посетил Палестину, читал лекции в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе. С 1925 года являлся членом президиума Ницшевского общества, членом Кантовского общества.

В эмиграции во Франции Шестов прожил до конца своих дней. До 1930 года жил в Париже, в 1930–1938 годах — в парижском предместье, где вел очень замкнутую жизнь. В декабре 1937 года Лев Исаакович тяжело заболел и вскоре прекратил чтение лекций. Умер философ 20 ноября 1938 года, похоронен на Новом кладбище Булонь-Бийанкур, в фамильном склепе. В 1939 году в Париже был образован Комитет по изданию книг Льва Шестова под председательством Н.А.Бердяева.

Лев Шестов считается одним из самых своеобразных мыслителей начала XX века. По свидетельству людей, хорошо его знавших, писать он не любил, свои мысли вынашивал в уединении, и только потом «закреплял» их на бумаге. Язык его произведений афористичен и отличается классической простотой, точностью и эмоциональностью. Главная тема его философии — трагизм индивидуального человеческого существования: «Ничто не приносит миру столько вражды, самой ожесточенной, сколько идея единства». Он не верит логике как единственному способу познания мира и пытается найти другие формы постижения тайн мироздания. Считая, что человек — жертва законов разума и морали, жертва универсального и общеобязательного, Шестов восстает против диктата разума над сферой жизненных переживаний, борется за личность, за индивидуально-неповторимое. Он отвергает этический рационализм европейской философской традиции, заменяя его мистической этикой Божественного Откровения, утверждая примат судьбы над разумом: «Ум ведет к необходимости, вера ведет к свободе». Освобождение от оков необходимости он находит в Боге, он хочет вернуться в рай, к подлинной жизни, которая находится по ту сторону познанного добра и зла. «Бог выше этики и выше нашего разума. Он берет на себя наши грехи и уничтожает ужасы жизни». По существу, основная тема философских размышлений Шестова — конфликт греческой философии и библейского откровения (Афины и Иерусалим).

В 2016 году в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына была организована выставка «Лев Исаакович Шестов: странствования по душам (к 150-летию со дня рождения мыслителя)»См. публикации Л.И.Шестова в каталоге библиотеки ДРЗ.


В.Р.Зубова