80 лет со дня смерти В.Ф.Ходасевича

Владислав Ходасевич родился 16 (28) мая 1886 года в Москве, в семье обедневшего польского дворянина Фелициана Ивановича Ходасевича, который окончил Академию художеств, но стал фотографом. Мать будущего поэта, Софья Яковлевна, была дочерью известного еврейского литератора Якова Брафмана.

Владислав окончил 3-ю московскую гимназию. С 1904 года учился в Московском университете, сначала на юридическом факультете, потом на историко-филологическом. С середины 1900-х годов Ходасевич — в гуще литературной московской жизни: посещает Валерия Брюсова и телешовские «среды», вечера у Зайцевых, печатается в журналах и газетах («Весы», «Золотое руно» и другие). В 1908 году Ходасевич издает первый поэтический сборник «Молодость», часть стихов которого посвящена его первой жене — Марине Рындиной.

В 1910–1911 годах Ходасевич из-за болезни легких предпринимает поездку в Венецию вместе с друзьями — М.Осоргиным, Б.Зайцевым, П.Муратовым и его супругой Евгенией. Но главным в этом путешествии было, конечно же, общение, которое не могло не повлиять на творческий рост поэта. В 1914 году он выпускает вторую книгу стихов «Счастливый домик» и выбирает путь профессионального литератора, зарабатывая на жизнь переводами, рецензиями и фельетонами.

В годы Первой мировой войны Ходасевич получил по состоянию здоровья «белый билет» и работал в газетах «Русские ведомости», «Утро России», а в 1917 году — в «Новой жизни». Из-за туберкулеза позвоночника лето 1916 и 1917 годов он провел в Коктебеле, у поэта Максимилиана Волошина, здесь и обвенчался с сестрой поэта Георгия Чулкова, Анной Чулковой-Гренцион.

Определяя суть творчества поэта этого периода, Н.А.Струве пишет в статье к 100-летию Ходасевича: «Мистических зорь символистов он не разделил… Будучи москвичом, Ходасевич акмеистом не стал. Решающую роль в его втором рождении сыграла революция, но от противного. Никакой “музыки” революции, подобно Блоку, он не расслышал. Но грозные события позволили ему углубиться в самого себя, услышать собственную внутреннюю музыку, заглушенную богатой предреволюционной повседневностью».

Насыщенными событиями были и первые послереволюционные годы в жизни Ходасевича. В 1918–1920 годах он вел занятия в литературной студии московского Пролеткульта, служил в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, вместе с друзьями Осоргиным, Муратовым, Зайцевым и другими литераторами организовал книжную лавку на паях. Максим Горький, создавая издательство «Всемирная литература», доверил Ходасевичу возглавить московское отделение, а после болезни поэта и переезда его в Петроград помог Ходасевичу получить паек и две комнаты в писательском общежитии «Дом искусств». В 1920 году Ходасевич выпускает третью книгу стихов «Путем зерна».

Казалось бы, все стабильно. Но противоречия новой власти и интеллигенции обостряются. В 1921 году уезжает за границу Горький. Пролетарский писатель живет в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге, на лечение в Италию сразу его не отпускают как «политически неблагонадежного». Ходасевич в 1922 году тоже едет в Берлин, но во многом по личным мотивам: в это время он знакомится с поэтессой Ниной Берберовой и предпринимает поездку с ней.

В Берлине Ходасевич выпускает четвертую книгу стихов «Тяжелая лира», много общается с Андреем Белым, периодически живет у Горького, вместе с которым при участии В.Шкловского выпускает и редактирует журнал «Беседа», где печатаются советские авторы.

Ходасевич окончательно становится эмигрантом с 1925 года. Все началось с его публикаций в нескольких изданиях фельетонов о советской литературе и статьи о деятельности ГПУ за границей. Советская пресса обвиняет его в «белогвардейщине», представители советского посольства в Риме не продлевают ему загранпаспорт и требуют возвращения в Москву. Но Ходасевич и Берберова уезжают в Париж и разделяют судьбу писателей русского зарубежья.

Здесь свои противоречия, столкновение политических взглядов и художественных воззрений. По словам В.Набокова, Ходасевич «со страшной силой обрушился на продажность, пошлость и подлость». Поэт печатался в газетах «Дни» и «Последние новости». С февраля 1927 года до конца жизни возглавлял литературный отдел газеты «Возрождение». В том же году выпустил «Собрание стихов» с новым циклом «Европейская ночь». После этого Ходасевич практически перестал писать стихи и всецело посвятил себя критике, что впоследствии, по общему признанию, принесло ему славу ведущего критика литературы русского зарубежья. Он вел полемику с Г.Ивановым и Г.Адамовичем о кризисе поэзии, об истинном призвании литературы эмиграции, поддерживал поэтическую группу «Перекресток», давал глубокую оценку творчества В.Набокова, который стал его другом.

Совместно с Берберовой Ходасевич писал и обзоры советской литературы за подписью «Гулливер». А с 1928 года работал над мемуарами: они вошли в книгу «Некрополь. Воспоминания» (1939) — о Брюсове, Белом, близком друге молодых лет — поэте Муни, Гумилеве, Сологубе, Есенине, Горьком и других. Его перу принадлежит биографическая книга «Державин». Но, собрав множество материалов о жизни и творчестве Пушкина (таково, например, берлинское издание 1937 года «О Пушкине»), — все-таки биографию поэта написать не смог из-за ухудшения здоровья. «Теперь и на этом, как и на стихах, я поставил крест. Теперь у меня нет ничего», — писал он в 1932 году Берберовой, с которой расстался. В 1933 году Ходасевич женился на Ольге Марголиной, она погибнет в 1942 году в Освенциме. Но Владислав Фелицианович этого не узнает, он умрет после операции тремя годами ранее — 14 июня 1939 года и будет похоронен в предместье Парижа на кладбище Булонь-Биянкур.

Тамара Приходько