Дом русского зарубежья на Пушкинской конференции в Институте филологии МГПУ

МПГУ. Во время конференции
Ю.Е.Павельева на конференции

Работа секций

Русское и зарубежное искусство в музее МПГУ
МПГУ. Во время конференции
Ю.Е.Павельева на конференции

Работа секций

Русское и зарубежное искусство в музее МПГУ

24 мая 2019 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета состоялась конференция, посвященная юбилею А.С. Пушкина. Представитель Дома русского зарубежья им. А.Солженицына принял участие в работе конференции.

В ознаменование 220-летия со дня рождения А.С.Пушкина кафедра русской классической литературы Института филологии МПГУ провела Региональную научную конференцию «Духовные модусы творчества Пушкина: от замыслов к современным отражениям».

Ведущий научный сотрудник Музея-квартиры А.И.Солженицына, отдела Дома русского зарубежья, кандидат филологических наук Ю.Е.Павельева приняла участие в работе секции «Рецепция творчества А.С.Пушкина в культуре XX–XXI веков». Доклад Ю.Е.Павельевой «Переосмысление “пушкинского” конфликта в малой прозе А.И.Солженицына» основывался на высказывании писателя: «Я думаю, для всех нас уже второе столетие путеводная звезда — Пушкин…»

Одной из проблем, определяющих специфику творчества Пушкина, была проблема «законности и милосердия», к которой классик золотого века русской литературы обращался на протяжении всего своего творчества. Не только большие эпические формы, но и малая проза Солженицына позволяет увидеть особенности преломления чрезвычайно важного «пушкинского» конфликта в творчестве писателя. «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Как жаль» и другие рассказы демонстрируют своеобразную трактовку той традиции, которая определила магистральное направление развития русской литературы XIX (примером чего служит творчество Н.В.Гоголя или Ф.М.Достоевского и других писателей) и XX–XXI веков.

В статье Солженицына «…Колеблет твой треножник» писатель утверждает: «Самое высокое достижение и наследие нам от Пушкина… всё сказать, всё показываемое видеть, о с в е т л я я его… через изведанные им, живо ощущаемые толщи мирового трагизма — всплытие в слой покоя, примиренности и света…» Публицистика Солженицына, по сути, повторяет мысль, высказанную им в стихотворении «Триумвирам»: «Как Пушкин, хотел я о мрачном, / Сказать, осветляя боль…», поскольку цель определялась так: «Чтоб вызрел плод поэта / Не к ненависти — к добру». И этому завету «непререкаемого духовного авторитета», как называл Пушкина Солженицын, писатель XX–XXI веков пытался следовать в своем творчестве.

Мысль о важности гуманистического идеала, по сути, отвечает нравственным основам культурной сферы. И, как оказалось, у ДРЗ и МПГУ есть точки пересечения не только научных, но и культурных интересов: в главном корпусе педагогического университета находится музей, где представлена коллекция произведений русского и зарубежного искусства В.П.Потемкина. Уникальное собрание произведений искусства XVIII – первой половины XX века, основанное на коллекции советского дипломата В.П.Потемкина, было передано вдовой Владимира Петровича в городской педагогический институт, а после его слияния с государственным педагогическим институтом стало достоянием объединенного вуза — МПГУ.

Юлия Павельева