Встреча с создателями спектакля «Красное Колесо» Борисом Морозовым и Борисом Любимовым в Музее-квартире Солженицына на Тверской

10 сентября 2019 года в рамках семинара «Труды и дни Александра Солженицына» в Музее-квартире писателя на Тверской прошла встреча с создателями спектакля «Красное Колесо» Борисом Афанасьевичем Морозовым, главным режиссером Театра Российской армии, и Борисом Николаевичем Любимовым, ректором Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина.

В начале беседы ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.Солженицына Александра Никифорова, проводившая встречу, поделилась впечатлениями о постановке в Театре Российской армии, назвав ее «глубокой и размыслительной», и попросила объяснить, как удалось так удачно вместить жанр сложнейшей и объемной эпопеи в краткий спектакль.

Выступавший первым режиссер Борис Афанасьевич Морозов поблагодарил за высокую оценку и рассказал о своем пути к «Красному Колесу». Он подчеркнул, что, наблюдая за неизменно потрясенными зрителями, убедился: это больше, чем просто репертуарный спектакль. Для создателя было важно передать энергию, которая заложена в истории, потому что роман звучит очень современно. Спектакль (а он был сыгран уже 18 раз) становится все более и более острым, «воспаленным» прикосновением к нашему настоящему.

Борис Афанасьевич рассказал о своих многочисленных встречах с Солженицыным. Томик пьес Александра Исаевича принес Борис Любимов, и почти случайное знакомство с творчеством писателя началось с удивления — и привело к постановке «Пира победителей» на сцене Малого театра в 1995 году. Писатель серьезно наблюдал за подбором артистов для ролей, присутствовал на репетициях и прогонах, был тактичен и благодарен, очень эмоционально откликнулся на премьеру.

А путь к «Красному Колесу» занял еще долгих 23 года. Гений Солженицына и невероятный объем эпопеи вкупе с нетривиальной композицией требовали неспешного размышления и колоссального труда.

Во время спектакля зрители сидят большим кругом прямо на сцене, а внутри, в малом кругу, происходит действие. Борис Афанасьевич признался, что идея превращения сцены в зрительный зал вначале не вызвала энтузиазма у актеров. Но вскоре коллеги поддержали режиссера и в процессе репетиций прониклись замыслом.

По мнению Морозова, для рецепции «Пира победителей» и «Красного Колеса» не достаточно рационального анализа. В спектакль вошли наиболее важные и эмоционально напряженные моменты эпопеи: линия Парвуса, убийство Столыпина, отречение Николая II, частная жизнь Ленина и многое другое.

Литературным консультантом спектакля стал ректор Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина Борис Николаевич Любимов, а его дочь Ольга написала сценарий. Борис Николаевич рассказал об особенностях исторического повествования у Солженицына, о глубоком и человечном восприятии им ключевых исторических фигур. Любимов заметил, что сам Александр Исаевич тонко чувствовал и любил театр, несмотря на то, что в силу сложных жизненных обстоятельств в молодости ему не довелось увидеть большинства лучших столичных спектаклей. По мнению Любимова, путь Солженицына складывался так, что он все время двигался вперед наперекор судьбе: не должен был родиться после смерти отца, в страшнейшую эпоху Гражданской войны, но родился; не должен был вернуться с Великой Отечественной, но вернулся; не должен был выжить в лагере, но выжил; не должен был вернуться из ссылки (предполагалась, что она вечная), но вернулся; не должен был выиграть битву с раком, но выиграл ее... Борис Николаевич подчеркнул, что список удивительных событий можно продолжать до настоящего времени, и постановка «Красного Колеса» на московской сцене, безусловно в него входит.

Заседание семинара продолжилось оживленной дискуссией, и в завершение Наталия Дмитриевна Солженицына сердечно поблагодарила гостей и всех присутствующих за беседу.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук», там можно посмотреть запись трансляции семинара в Музее-квартире 10 сентября.

Фото: Александра Никифорова

На фото: Борис Афанасьевич Морозов, главный режиссер Театра Российской армии и Борис Николаевич Любимов, ректор Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок