Очередной семинар «Труды и дни Александра Солженицына»

Ирина Евгеньевна Мелентьева

Доклад на семинаре

Студенты ПСТГУ с Наталией Дмитриевной Солженицыной

Гости семинара

Ирина Евгеньевна Мелентьева

Доклад на семинаре

Студенты ПСТГУ с Наталией Дмитриевной Солженицыной

Гости семинара

6 ноября 2019 года в Музее-квартире А.И.Солженицына на Тверской состоялся семинар «Труды и дни Александра Солженицына», на котором выступила ведущий научный сотрудник отдела по изучению наследия А.И.Солженицына ДРЗ Ирина Евгеньевна Мелентьева.

Семинару «Труды и дни Александра Солженицына» более восьми лет, за эти годы в нем приняли участие многие известные ученые: профессор НИУ ВШЭ, главный редактор научного альманаха «Солженицынские тетради: Материалы и исследования» Андрей Семенович Немзер, ректор Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина Борис Николаевич Любимов, директор Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля Дмитрий Петрович Бак, биограф Достоевского и Солженицына, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания Людмила Ивановна Сараскина, профессор русистики Ягеллонского университета Гжегож Пшебинда, заведующий отделом культуры речи Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН Алексей Дмитриевич Шмелев и др.

Ранее семинар проходил в малой гостиной Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, после открытия Музея-квартиры писателя на Тверской заседания переместились в медиа-зал музея. Именно там и состоялся доклад И.Е.Мелентьевой «Проза А.И.Солженицына на отечественной театральной сцене (2018–2019)».

И.Е.Мелентьева рассказала о том, что в сезоне 2018/2019 в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске, Новокузнецке и Петрозаводске можно было увидеть семнадцать «солженицынских» спектаклей, из которых к середине 2019 года соткался современный российский солженицынский театральный текст. Примечательно, что сейчас нет ни одного спектакля по пьесам Солженицына. Похоже, что для сегодняшних режиссеров актуальными оказались именно его эпические тексты. Быть может, постановщикам особенно интересно «бороться с материалом», транспонировать эпическое в драматическое? «Красное Колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» — вот тексты, привлекшие современные российские театры.

Докладчица подчеркнула, что ни один из семнадцати спектаклей нельзя назвать обычным. Создатели каждого театрального действа ищут свой ключ к сочинениям Солженицына. Но почти во всех свежих сценических версиях солженицынской прозы ощутимо несколько общих тенденций: поиск особого — не традиционного — жанра (сериал, опера, житие, кукольный спектакль, рассказ очевидца, драматическая притча и др.); введение современных политических и культурных реалий; использование киноэкрана; соединение разных текстов; переформатирование системы персонажей; выискивание новых оттенков в хрестоматийных образах.

Видеозапись доклада 

Видеозапись семинара, прошедшего 10 сентября 2019 года, — встреча с создателями спектакля «Красное Колесо» Б.А.Морозовым и Б.Н.Любимовым

Видеозапись семинара, прошедшего 16 октября 2019 года, — доклад М.Акулова «О боевом пути батареи капитана Солженицына в Восточно-Прусской наступательной операции»