Фонд 60. Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – философ

Каталожный номер: 0060

Ф. 60, оп. 1, 126 ед. хр.; 1902-2002

Бердяев Николай Александрович (1874, Киев — 1948, Кламар, близ Парижа) — русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализма и персонализма. Один из инициаторов и авторов сборника «Вехи» (1909). Автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой и Гражданской войн) концепции нового средневековья. Был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1942–1948).

Бердяев принадлежал к дворянской семье, известной своими традициями офицерской службы. Отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев (1837–1916), был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка. Мать — Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева (1838–1912).

В 1894 г. Бердяев поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перешел на юридический. В 1897 г. был арестован за участие в студенческой демонстрации, вторично — в 1898 г. — за хранение и распространение нелегальной литературы; в том же году исключен из университета. В 1900 г. сослан на два года в Вологду, затем — в Житомир. В 1903–1904 гг. принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе, но, оставаясь в душе «социалистом», Бердяев ощущал себя одинаково чужим в среде как социал-демократов, так и кадетов.

В 1904 г. Бердяев знакомится со своей будущей женой Л. Ю. Труше-вой; дружеские отношения устанавливаются с Л. И. Шестовым и С.Н. Булгаковым. Знакомится с Д.С. Мережковским, А. Белым, В. В. Розановым, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Ивановым и др. Революцию 1905 г. Бердяев приветствует, но ему неприятны «характер, который она приняла, и ее моральные последствия». В апреле 1907 г. Бердяев участвует в организации Религиозно-философского общества в С.-Петербурге. Осенью 1908 г. Бердяев переезжает в Москву, в его жизни начинается период наибольшей близости к христианству и Церкви.

В октябре 1917 г. в течение непродолжительного времени Бердяев становится членом Совета Республики от общественных деятелей, в 1918 г. — вице-председателем Всероссийского союза писателей. В 1919 г. им создана Вольная академия духовной культуры, действовавшая до 1922 г.; для работы в ней приглашаются виднейшие представители русской философии. Сам Бердяев читает ряд курсов: по метафизике истории, философии Достоевского и др. В 1920 г. Бердяев избирается профессором Московского университета. Дважды подвергается аресту.

После отъезда 29 сентября 1922 года на так называемом «философском пароходе» Бердяев живет сначала в Берлине, затем, с 1924 г. — в Париже. Он создает Религиозно-философскую академию и журнал "Путь" (издавался в период 1925–1940 гг., вышел 61 номер). В январе 1924 г. Бердяев становится одним из учредителей «Православного братства во имя Св. Софии, Премудрости Божией». В 1926 г. он выходит из братства и принимает участие в заседаниях в качестве гостя.

Николай Александрович Бердяев был одним из активных деятелей Русского студенческого христианского движения (РСХД), ревностным сторонником христианского единства, участником конференций по экуменизму. В 1947 г. Бердяев избирается почетным доктором Кембриджского университета. Выходят его книги «Русская идея» и «Опыт эсхатологической метафизики». Бердяев продолжает писать до последних минут своей жизни; смерть застала его за письменным столом. Похоронен Николай Александрович в Кла-маре на городском кладбище Буа-Тардьё.

Жена Николая Александровича, Лидия Юдифовна (1871–1945, по первому мужу Рапп, в девичестве Трушева), была помощником мужа, правила, корректировала его статьи и книги, готовила их к публикации. В 2002 году в Москве опубликовали ее дневники. С супругами Бердяевыми жила и сестра Лидии Юдифовны Евгения Юдифовна Рапп, близкий друг и помощник Николая Александровича. Она переписывала статьи и книги Бердяева (у которого был очень неразборчивый почерк) а после смерти Лидии Юдифовны в 1945 году ухаживала за Николаем Александровичем. После его смерти ей остались дом и архив Николая Александровича, который она передала в Россию в РГАЛИ.

Оп. 1.

Рукописи статей и книг Н.А. Бердяева (автографы, черновики, беловые экземпляры), конспекты лекций, прочитанных им в Религиозно-философской академии, корректура листов готовящихся к изданию книг.

Письма Н.А. Бердяева жене, З. Гиппиус, С.Л. Франку, Л.И. Шестову и др.

Материалы к биографии Н.А. Бердяева: договор об издании книги «Философия Достоевского», переписка с организаторами поездки в Прибалтику, Устав Общества памяти Бердяева, воспоминания Е.Ю. Рапп о жизни с Бердяевыми, статья Н.П. Полторацкого о Бердяеве, книга Кристиана Готлиба «Дилеммы реакции в ленинской России. Христианская реакция на революцию в трудах Н.А. Бердяева 1917–1924») на английском языке и др.

Материалы, отложившиеся в фонде: статья В. Розанова «Около трудных религиозных тем», статья Пауля Тиллиха «Диалектическая теология» в переводе с немецкого для журнала «Путь».

Настоящий фонд передан в Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына в 2008 г. Никитой Алексеевичем Струве (Франция), составляющие его документы находились в редакции «Вестника РСХД» и издательства «ИМКА-Пресс».

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок