29.05.2019 09.08.2019

«Лики Нескучного»

Экспозиция «Лики Нескучного» предоставляет уникальную возможность познакомиться с неизвестными до сего времени произведениями Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожденной Лансере; 1884–1967)
  • Взрослый - 150
  • Детский - 150
  • Льготный - 150
купить
  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00
С 29 мая по 9 августа 2019 года приглашаем на выставку «Лики Нескучного», на которой будут представлены неизвестные произведения Евгения Александровича Лансере, Евгения Евгеньевича Лансере, Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, Екатерины Евгеньевны Лансере, Дмитрия Владимировича Зеленкова.


Экспозиция «Лики Нескучного» предоставляет уникальную возможность познакомиться с неизвестными до сего времени произведениями Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожденной Лансере; 1884–1967), ее отца — скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886), братьев — художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946) и архитектора Николая Евгеньевича Лансере (1879–1942), сестры Екатерины Евгеньевны Зеленковой (урожденной Лансере; 1882–1921), брата матери — художника, архитектора Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936). Безусловным открытием для широкой публики станут графические работы племянника Зинаиды Евгеньевны — театрального художника Дмитрия Владимировича Зеленкова (1909–1951).

«Дворянских гнезд заветные аллеи…» — писал поэт К.Д.Бальмонт о дворянских усадьбах России, где рождалось великое искусство: музыка, поэзия, проза, живопись... Таким «дворянским гнездом» было и имение Нескучное Курской губернии (ныне — Харьковская область), принадлежавшее Е.А.Лансере. Здесь родились его дети, появились на свет внуки, именно здесь они делали первые шаги в искусстве…

Безусловно, главной жемчужиной выставки являются работы совсем юной Зинаиды Лансере, будущей выдающейся художницы Серебряного века. Несомненный интерес представляет рисунок тушью еще совсем маленькой Зины «На побережье» (1896). В других экспонируемых произведениях Зинаида Евгеньевна запечатлела свою сестру Екатерину, племянницу Ниночку, крестьянский быт Нескучного. Наверное, любой, кто увидит эти работы, будет очарован излучаемым ими светом.

Особое место в выставочном пространстве занимают скульптурная композиция Евгения Александровича Лансере, портрет Екатерины Николаевны Лансере (урожденной Бенуа), выполненный Альбертом Николаевичем Бенуа, три работы «кавказского периода» Евгения Евгеньевича Лансере и архитектурный пейзаж Николая Евгеньевича Лансере.

Впервые демонстрируются графические работы 13-летнего подростка Дмитрия Зеленкова, выполненные им в 1922 году в Петрограде. Воспоминания о Нескучном — «земном рае», в котором прошло его счастливое детство, — отразились в его юношеских работах. В 1930-е годы Дмитрий Владимирович был художником-сценографом Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (бывшего Императорского Мариинского). Его называли «магом и волшебником» Мариинки. Жизнь этого талантливого человека сложилась трагически. Война, тяжелое ранение, плен, после войны — обмен военнопленными, а далее — ГУЛаг. Он окончил свой жизненный путь в поселке Ермаково, в лагере под Игаркой, где был художником в тюремном театре. От «мага и волшебника» Мариинки не осталось даже могилы. И только несколько сохранившихся его работ представлены на выставке. Д.В.Зеленков был одним из тех, о ком А.Н.Бенуа писал: «У нас дети рождаются с карандашом в руке».

В обширном собрании семьи Лансере — Зеленковых сохранились два альбома с рисунками Е.Е.Лансере-Зеленковой. Рисовать Катя начала с детских лет под влиянием мамы — Екатерины Николаевны. Екатерина Лансере была увлечена ботаникой, занятия которой всячески поощрялись в семье. Об этом свидетельствуют ее «графический гербарий» — рисунки пером, требовавшие твердости руки и большого мастерства. И это в полной мере можно увидеть в цветочных зарисовках молодой Екатерины Лансере.

Акварели, фотографии, предметы быта, представленные на выставке и принадлежащие роду Бенуа — Лансере — Зеленковых, показывают мир «высоких дум и чувств», который канул в небытие после Октябрьского переворота. В истории этого рода отразилась вся история нашего многострадального Отечества.

Перед посетителями выставки чередой проходят графические работы Зинаиды Евгеньевны, страницы цветочного альбома ее сестры, фотографии, с которых смотрят на нас лица — нет, не лица — Лики. Ощущая «касание иных миров», зритель погружается в ушедшее и становится добровольным сопереживателем истории жизни этих людей — многочисленной семейной династии Бенуа — Лансере — Зеленковых — Лазаревых — Якубович с их невероятными, порой фантастическими скрещениями судеб.

Люди, родившиеся на переломе веков, в полной мере испытали на себе крах рухнувшей Империи. Многие из них пережили четыре войны: Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную, а также послереволюционную неразбериху, годы террора, бесчеловечную блокаду, послевоенную разруху. И несмотря на все пережитое, они никогда не изменили своим убеждениям и принципам. Благородство, деликатность, широкая эрудиция, стремление к самосовершенствованию — вот основы мировосприятия этих людей. Все они жили так, чтобы сохранить нравственные заветы своих предков.

Все, что представлено на выставке, благодаря духовной стойкости и памяти сердца семьи Зеленковых — Лазаревых — Якубович не распылилось и не кануло в Лету. В самые трудные и страшные годы послереволюционного хаоса, разорения Нескучного, голода и эпидемии тифа, унесшей жизнь Екатерины Евгеньевны Зеленковой, семья Зеленковых сохранила все работы Зинаиды Серебряковой, с 1924 года жившей во Франции. Но это было только первое испытание и для семьи, и для их коллекции...

Второе испытание — это почти девятьсот дней ленинградской блокады. Как можно было сохранить эти работы Зинаиды Евгеньевны и не обменять их на жизнь — на буханку хлеба?! Кажется почти неправдоподобным, что семейная художественная коллекция уцелела в эти страшные времена. Только когда читаешь блокадные дневники Дмитрия Николаевича Лазарева, зятя Владимира Александровича Зеленкова, можешь осознать силу духа этих людей, их стремление победить непобедимое — смерть. В дневнике Дмитрия Николаевича есть такая наполненная глубинной мудростью запись: «У смерти руки длинные, а душа робкая. Если кто прячется или бежит от нее — смерть найдет, догонит и схватит. А если на смерть наступать, она пугается и убегает сама. Эта философская метафора основывается на жизненных наблюдениях».

Мы выражаем искреннюю благодарность Юрию Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Якубовичам, без душевной щедрости которых не состоялась бы эта удивительная выставка.

Ирина Иванченко, искусствовед

Куратор выставки: В.В.Леонидов

Куратор от выставочного отдела: С.Ю.Урбан

---------------------------------------------------------------------------------

Возрастное ограничение: 0+

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок