«Образы Персии в фотографиях Антона Севрюгина (1830–1933)»

Виртуальная фотовыставка

  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

Приглашаем ознакомиться с виртуальной фотовыставкой «Образы Персии в фотографиях Антона Севрюгина (1830–1933)».

Выставка организована при содействии Культурного представительства при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации.

Фотографии А.В.Севрюгина для выставки предоставлены господином Али Реза Элми, руководителем издательства «Заман» (Исламская Республика Иран, г. Тегеран).


Антон Васильевич Севрюгин (1830(?)–1933) — выдающийся фотограф, родился в Тегеране в семье российского драгомана Василия Севрюгина и его жены Ачин-ханум (грузинского происхождения). Любовь к Востоку молодому Антуану, как звали в семье будущего фотолетописца Каджарского Ирана, привил его отец, который изучал восточные языки в Лазаревском училище в Москве, после чего поступил на службу в российское посольство в Персии. Отец рано погиб в результате несчастного случая во время верховой езды, после чего семья переехала в Тифлис.

На грузинский период жизни приходится знакомство Антона Севрюгина с одним из ведущих фотографов Российской империи, ориенталистом и этнографом Дмитрием Ивановичем Ермаковым, путешествовавшим по Персии, Кавказу и Центральной Азии. Под его влиянием Антон решил заняться фотодокументированием жизни и быта шахского Ирана. С братьями Эммануэлем и Николаем он в 1870-х годах отправился с караваном через Закавказье, Иранский Азербайджан, Курдистан, Луристан в Персию. Его истинным призванием стала документальная фотосьемка, хотя при этом он достиг совершенства и в съемке студийных фотопортретов. Именно к этому периоду относятся ставшие известными его фотопортреты представителей разных народов и культур, в том числе курдской знати и простых курдов.

Групповой портрет курдских мужчин в традиционных костюмах, провинция Керманшах

Портрет дервиша
Портрет дервиша
Портрет дервиша в войлочной шляпе
Портрет дервиша
Портрет дервиша
Нищие
Карлики
Уличный торговец
Араб во дворе дома

Портрет молодой женщины, Курдистан

Курдская женщина в домашнем костюме

 Портрет двух девушек, Курдистан

Женщины-кочевницы из Луристана
Девочки из богатой семьи. Иранцы-шахсевены
Женщины из племени кочевников (нищие)

Групповой портрет курдских мужчин в традиционных костюмах, провинция Керманшах

Портрет дервиша
Портрет дервиша
Портрет дервиша в войлочной шляпе
Портрет дервиша
Портрет дервиша
Нищие
Карлики
Уличный торговец
Араб во дворе дома

Портрет молодой женщины, Курдистан

Курдская женщина в домашнем костюме

 Портрет двух девушек, Курдистан

Женщины-кочевницы из Луристана
Девочки из богатой семьи. Иранцы-шахсевены
Женщины из племени кочевников (нищие)

В XIX веке фотография была признана в археологии, географии и этнологии как идеальный способ документации. Такие мастера, как А.Севрюгин и Д.Ермаков добились заметного успеха в сборе этнографического и востоковедного материала, фиксируя обычаи, традиции, жизнь и быт разных народов и племен Ирана, Южного Кавказа и Ближнего Востока. А.Севрюгин являлся представителем многонациональной культуры царской России, а ее богатый колорит был особенно ярко выражен на Кавказе, где он вырос и состоялся. Смешанная национальная идентичность (у него были армянские и грузинские корни), возможно, позволила ему глубже понимать культуру этих народов. Метод не отстраненного наблюдения, а проникновения внутрь отображаемой культуры стал залогом исключительной значимости его работ как для научного востоковедения, так и для изобразительного искусства. В его творчестве документальная фотография получила новое измерение — уже и как искусство.

Вожаки леопарда
Устройство для подъема воды
В караван-сарае

Группа торговцев, носильщиков и рабочих

У фруктовой лавки
В очереди за водой из колодца
Группа борцов

Курящие дервиши

  В ковровой мастерской, г. Арак (Султанабад)

Групповой портрет армянок в традиционных костюмах

Семья зороастрийцев

Семья зороастрийцев

Одевание невесты у гебров

Собрание зороастрийцев для чтения Авесты, г. Язд (Йезд)

Курдские девушки с кувшинами
Группа курдских танцовщиц и музыкантов
Портрет семьи, Курдистан
Группа курдских девушек в традиционных костюмах
Групповой портрет туркмен в традиционных костюмах

Еврейская семья, г. Салмаста

Вожаки леопарда
Устройство для подъема воды
В караван-сарае

Группа торговцев, носильщиков и рабочих

У фруктовой лавки
В очереди за водой из колодца
Группа борцов

Курящие дервиши

  В ковровой мастерской, г. Арак (Султанабад)

Групповой портрет армянок в традиционных костюмах

Семья зороастрийцев

Семья зороастрийцев

Одевание невесты у гебров

Собрание зороастрийцев для чтения Авесты, г. Язд (Йезд)

Курдские девушки с кувшинами
Группа курдских танцовщиц и музыкантов
Портрет семьи, Курдистан
Группа курдских девушек в традиционных костюмах
Групповой портрет туркмен в традиционных костюмах

Еврейская семья, г. Салмаста

Благодаря своему мастерству А.Севрюгин быстро приобрел такую известность, что его клиентами стали представители высшего класса иранского общества. Вскоре его репутация поднялась так высоко, что он стал придворным фотографом Насреддин-шаха Каджара (1848–1896), получил от шаха орден «Лев и Солнце», а также был допущен к съемкам в шахском гареме.

Мозафереддин-шах Каджар (на коне), пятый шах из династии Каджаров в Персии, правил с 1896 по 1907 год

Портрет Али-шаха Каджара. В 1907–1908 годах — губернатор Хамадана, потом Керманшаха, сын Мохаммед Нассер-шаха, муж принцессы Фарух, дочери Насреддин-шаха

Пожилой мужчина из королевского двора
Портрет знаменитого еврейского врача Хакима Нур-Махмуда
Сеид Мухаммад Табатабаи (Сидящий мулла)
Сокольничий
Мозафереддин-шах Каджар (на коне), пятый шах из династии Каджаров в Персии, правил с 1896 по 1907 год

Портрет Али-шаха Каджара. В 1907–1908 годах — губернатор Хамадана, потом Керманшаха, сын Мохаммед Нассер-шаха, муж принцессы Фарух, дочери Насреддин-шаха

Пожилой мужчина из королевского двора
Портрет знаменитого еврейского врача Хакима Нур-Махмуда
Сеид Мухаммад Табатабаи (Сидящий мулла)
Сокольничий

В Европе он был удостоен медалей и призов на фотовыставках — в Брюсселе в 1897 году и в Париже в 1900 году. Многие этнологические музеи Европы приобретали работы Севрюгина для пополнения своих научных собраний.

  Павильон в Кашане

Могильная башня в Персеполисе
Барельеф в Накше-Рустам
Барельеф в Накше-Рустам
Барельеф в Накше-Рустам
Родник в Чешме Али у барельефа Фатх Али-шаха
Барельеф с изображением Насреддин-шаха с десятью министрами на горе Хараз на пути к Мазандарану

  Павильон в Кашане

Могильная башня в Персеполисе
Барельеф в Накше-Рустам
Барельеф в Накше-Рустам
Барельеф в Накше-Рустам
Родник в Чешме Али у барельефа Фатх Али-шаха
Барельеф с изображением Насреддин-шаха с десятью министрами на горе Хараз на пути к Мазандарану

Во время конституционной революции 1908 года ателье А.Севрюгина в Тегеране было разорено и разрушено. Из обширного собрания, состоявшего из 7000 снимков, сохранились лишь 2000, часть которых была позже конфискована Резой Пехлеви. Дочери Антона Марии удалось впоследствии вновь заполучить некоторые из них. Всего сохранилось 696 негативов, которые хранятся в архивах Смитсоновского института в Вашингтоне (США).

Антон Севрюгин скончался в 1933 году. Похоронен на русском православном кладбище в Тегеране.

Вступительный текст, консультирование: Лана Раванди-Фадаи, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

Дизайн выставки: Светлана Урбан, заведующая сектором фотодокументальных и архивных выставок ДРЗ.

Куратор выставки: Елена Кривова, заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества ДРЗ.


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок