«Владимир Григорович: Пространство в предмете»

  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

Виртуальная выставка «Пространство в предмете» представляет живопись Владимира Григоровича из собрания Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.


Живописцев всегда привлекали руины и все, что носит печать времени, износа и забвения: обычно такие произведения отдают сладкой ностальгией. К счастью, последняя целиком отсутствует в работах Владимира Григоровича. Они кажутся символами сурового бескомпромиссного одиночества во враждебном мире.
Сергей Голлербах

Владимир ГригоровичГригорович родился в 1939 году в Москве, окончил художественно-графический факультет Московского городского педагогического института им. В.П.Потемкина, работал в разных издательствах, участвовал в столичных и всесоюзных выставках, в 1967 году был представлен на Всемирной выставке в Монреале. В 1972 году он эмигрировал в Израиль, выставлял свои работы в Иерусалиме, а в 1975-м переехал в США.

На выставке представлены монументальные работы американского периода жизни художника. Нью-Йорк Григоровича — это город через детали, город как натюрморт, город через ощущение города. Патина зеркал, окна кафе и ресторанов, предметы и двери, — лаконичные и простые формы хорошо знакомых вещей затягивают зрителя в свой мир, вовлекают в пространство вне предмета, а за ним — и еще дальше, насколько хватит воображения.

Именно в Нью-Йорке наступает период творчества художника, в котором он стремится к лаконичности, ищет новые формы живописи, отходит от акварели, начинает работать маслом. «У масла, — говорит Григорович, — возможности бесконечные».

Тема его картин — дома и предметы, одновременно романтические и сюрреалистические по своему настроению. «Да, я романтик, — говорит Григорович. — Меня так часто и встречают: привет, романтик. Что ж, пусть будет так. Я хочу оставаться самим собой, а не бежать вприпрыжку за американскими художниками по Сохо. Мне чуждо их искусство. Все кричит, разрывается на части. Они называют себя детьми Нью-Йорка. Я же — не дитя Нью-Йорка».

В картинах Григоровича есть внутренняя динамика. Художник, не отвергая реализма, ищет в неодушевленных предметах не только внутреннюю жизнь, присущую архитектуре, но и трактует предмет в философском плане, как «вещь в себе», как явление, как факт. Фактура старых домов, стен, дверей, предметов, представляет собой некую эстетическую ценность, которая существует вне времени. Это противопоставление временного и вневременного мы находим во всех произведениях Владимира Григоровича.

Дарья Жмылева,
ведущий научный сотрудник
отдела научно-экспозиционной деятельности ДРЗ

Комод. 1987. Холст, смешанная техника. 120 х 167,5 см

Чайник. 1999. Холст, смешанная техника. 100 х 100 см

Зеркало. 1989. Холст, смешанная техника. 108 х 114 см

Старое кафе. 1996. Холст, смешанная техника. 107 х 90 см

  Винная лавка. 1999. Холст, смешанная техника. 106,5 х 90 см

Винная лавка. 1999. Холст, смешанная техника. 106,5 х 90 см. Фрагмент

Открытый буфет (Open cup Board). 1988. Холст, смешанная техника. 133 х 155 см

  Парижская дверь (Paris door). 2002. Холст, смешанная техника. 122 х 180 см

Парижская дверь (Paris door). 2002. Холст, смешанная техника. 122 х 180 см. Фрагмент

Синее кафе. 1995–1996 гг. Холст, смешанная техника. 140 х 165 см

Синее кафе. 1995–1996 гг. Холст, смешанная техника. 140 х 165 см. Фрагмент

Синее кафе. 1995–1996 гг. Холст, смешанная техника. 140 х 165 см. Фрагмент

Старый шкаф. 1987. Холст, смешанная техника. 108 х 120 см

Комод. 1987. Холст, смешанная техника. 120 х 167,5 см

Чайник. 1999. Холст, смешанная техника. 100 х 100 см

Зеркало. 1989. Холст, смешанная техника. 108 х 114 см

Старое кафе. 1996. Холст, смешанная техника. 107 х 90 см

  Винная лавка. 1999. Холст, смешанная техника. 106,5 х 90 см

Винная лавка. 1999. Холст, смешанная техника. 106,5 х 90 см. Фрагмент

Открытый буфет (Open cup Board). 1988. Холст, смешанная техника. 133 х 155 см

  Парижская дверь (Paris door). 2002. Холст, смешанная техника. 122 х 180 см

Парижская дверь (Paris door). 2002. Холст, смешанная техника. 122 х 180 см. Фрагмент

Синее кафе. 1995–1996 гг. Холст, смешанная техника. 140 х 165 см

Синее кафе. 1995–1996 гг. Холст, смешанная техника. 140 х 165 см. Фрагмент

Синее кафе. 1995–1996 гг. Холст, смешанная техника. 140 х 165 см. Фрагмент

Старый шкаф. 1987. Холст, смешанная техника. 108 х 120 см