Виртуальная выставка «Пространство в предмете» представляет живопись Владимира Григоровича из собрания Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.
Живописцев всегда привлекали руины и все, что носит печать времени, износа и забвения: обычно такие произведения отдают сладкой ностальгией. К счастью, последняя целиком отсутствует в работах Владимира Григоровича. Они кажутся символами сурового бескомпромиссного одиночества во враждебном мире.
Сергей Голлербах
Григорович родился в 1939 году в Москве, окончил художественно-графический факультет Московского городского педагогического института им. В.П.Потемкина, работал в разных издательствах, участвовал в столичных и всесоюзных выставках, в 1967 году был представлен на Всемирной выставке в Монреале. В 1972 году он эмигрировал в Израиль, выставлял свои работы в Иерусалиме, а в 1975-м переехал в США.
На выставке представлены монументальные работы американского периода жизни художника. Нью-Йорк Григоровича — это город через детали, город как натюрморт, город через ощущение города. Патина зеркал, окна кафе и ресторанов, предметы и двери, — лаконичные и простые формы хорошо знакомых вещей затягивают зрителя в свой мир, вовлекают в пространство вне предмета, а за ним — и еще дальше, насколько хватит воображения.
Именно в Нью-Йорке наступает период творчества художника, в котором он стремится к лаконичности, ищет новые формы живописи, отходит от акварели, начинает работать маслом. «У масла, — говорит Григорович, — возможности бесконечные».
Тема его картин — дома и предметы, одновременно романтические и сюрреалистические по своему настроению. «Да, я романтик, — говорит Григорович. — Меня так часто и встречают: привет, романтик. Что ж, пусть будет так. Я хочу оставаться самим собой, а не бежать вприпрыжку за американскими художниками по Сохо. Мне чуждо их искусство. Все кричит, разрывается на части. Они называют себя детьми Нью-Йорка. Я же — не дитя Нью-Йорка».
В картинах Григоровича есть внутренняя динамика. Художник, не отвергая реализма, ищет в неодушевленных предметах не только внутреннюю жизнь, присущую архитектуре, но и трактует предмет в философском плане, как «вещь в себе», как явление, как факт. Фактура старых домов, стен, дверей, предметов, представляет собой некую эстетическую ценность, которая существует вне времени. Это противопоставление временного и вневременного мы находим во всех произведениях Владимира Григоровича.
Дарья Жмылева,
ведущий научный сотрудник
отдела научно-экспозиционной деятельности ДРЗ