«Новый Свет. 1948–2010. Американские художники российского происхождения в музейном собрании Дома русского зарубежья им. А.Солженицына»

  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную версию выставки «Новый Свет. 1948–2010. Американские художники российского происхождения в музейном собрании Дома русского зарубежья им. А.Солженицына», которая проходила в ДРЗ с 6 декабря 2010 года по 30 января 2011 года и была приурочена к его 15-летию. 

Представленные на выставке произведения художников русской диаспоры в США — супрематические композиции братьев Лазухиных, городские зарисовки С.Голлербаха, «гротески» И.Гарикова, портретные работы Е.Климова, живопись В.Гашуровой, Ю.Бобрицкого, А.Гороховца, В.Иляхинского, Г.Пендилл, В.Шаталова — позволяют увидеть, насколько многообразна была художественная жизнь «русской Америки» и одновременно знакомят с живописным собранием и музейной концепцией Дома русского зарубежья.

Бесспорно, рассказать в рамках одной выставки обо всех выходцах из России, в разное время связавших свою художническую судьбу с американским континентом, — задача невыполнимая. Поэтому организаторам хотелось, прежде всего, дать панорамный образ пестрого и противоречивого явления, каким была русская художественная эмиграция, назвать пока еще мало известные в России имена, показать, как на разных художественных языках, в несхожих образных системах ведется диалог между «родным» и «вселенским».

При значительном жанровом и стилистическом многообразии — от академической живописи до абстрактного геометрического рисунка, супрематистской композиции и постмодернистских «ассоциаций» — собранные на выставке работы объединены общностью судьбы. Созданные в среде художественной эмиграции, они стараниями самих художников, их ближайших родственников и частных дарителей, в последние годы вернулись в Россию и составили основу постоянно пополняемой коллекции Дома русского зарубежья.

Их авторы — главным образом эмигранты второй волны, о которой в нынешней России известно гораздо меньше, чем о тех, кто покинул Россию сразу после революции, спасаясь от красного террора и идеологического диктата новой власти. В 1940–1950-е годы за границей оказались, главным образом, люди, пережившие оккупацию, плен, принудительные работы, нацистские лагеря, а после войны, чудом избежавшие насильственной репатриации и лагерей советских.

«Решите проблему Ди-Пи!»: Речь полковника Дж.Седжо, начальника службы связи отдела гражданских дел Американского командования в Европе, обращенная к общественности США // Эхо [газета, издававшаяся в лагере Ди-Пи в Регенсбурге]. 1948.

Лагерь Ди-Пи в Шляйсхайме (Германия). 1940–1950-е гг.

Лагерь Ди-Пи в Шляйсхайме (Германия). Ок. 1948

«Решите проблему Ди-Пи!»: Речь полковника Дж.Седжо, начальника службы связи отдела гражданских дел Американского командования в Европе, обращенная к общественности США // Эхо [газета, издававшаяся в лагере Ди-Пи в Регенсбурге]. 1948.

Лагерь Ди-Пи в Шляйсхайме (Германия). 1940–1950-е гг.

Лагерь Ди-Пи в Шляйсхайме (Германия). Ок. 1948

Годами, а порой десятилетиями обреченные на бездомность, люди «без места», без гражданства, «перемещенные лица» (displaced persons, DP), стали, как писала Ханна Арендт, главными действующими лицами послевоенной европейской культуры.

Почти все художники, чьи работы представлены на выставке, — тоже из «дипийцев». Почти все после войны оказались в лагерях для перемещенных лиц, где соседствовали друг с другом советские военнопленные, угнанные в Германию на работы «остарбайтеры» и рассеянные по Европе бывшие подданные Российской империи.

«Положение примерно 1 миллиона Ди-Пи… находящихся еще в Германии, является проблемой послевоенной Европы. <…> Надо иметь в виду, что большинство Ди-Пи — трудолюбивые и мыслящие люди». «Я… был удивлен их способностью использовать свое положение для учения, работы и самоусовершенствования» («Решите проблему Ди-Пи!»: Речь полковника Дж.Седжо. 1948).

Когда началась война, они были совсем молоды и теперь, пройдя «дантовы круги» военных и послевоенных скитаний, должны были отправиться «в страну неведомую», творчески принять все, что дарила им новая культура и обрести в ней собственный голос.

Встреча с Новым Светом, где с 1920-х годов складывалось самостоятельное культурное явление, известное как «русская Америка», открывала невиданные прежде возможности и одновременно ставила перед трудным вопросом: как, осваивая новый художественный язык, новые образы и темы, сохранить цельность, связь со своим культурным истоком? Предельно убедительный ответ на него дает каждая из представленных на выставке работ.

Юрий Викторович Бобрицкий

Бобрицкий Ю.В. Автопортрет. 1997

Бобрицкий Ю.В. Побережье Исландия. 1973

Бобрицкий Ю.В. Леса, штат Мэйн. 1984

Бобрицкий Ю.В. Рыбачья деревушка в Норвегии. 1984

Бобрицкий Ю.В. Автопортрет. 1997

Бобрицкий Ю.В. Побережье Исландия. 1973

Бобрицкий Ю.В. Леса, штат Мэйн. 1984

Бобрицкий Ю.В. Рыбачья деревушка в Норвегии. 1984

Юрий Викторович Бобрицкий (1917, Люботин — 1998, Бронксвилль, США) — живописец, график, художник-декоратор и скульптор.

По окончании Харьковского художественного училища работал декоратором в местном оперном театре. Во время войны был депортирован в Германию, после освобождения попал в американскую оккупационную зону, с 1945 по 1949 год провел в лагере для перемещенных лиц в Австрии. В 1949 году вместе с женой и дочерью переехал в США и поселился в Нью-Йорке.

В начале 1950-х годов работал в нью-йоркской мастерской шелкографии «Хильда Ньюмэн Студио», где собралась группа осевших в США художников из России. Здесь он познакомился и подружился с Сергеем Голлербахом, работавшим в той же мастерской печатником. В те же годы Юрий Бобрицкий начал учиться в известной нью-йоркской художественной школе — Лиге студентов-художников, в классе японского живописца Ясуо Куниеси. В разное время пробовал себя в качестве скульптора и театрального художника, иллюстрировал книги.

Участник более чем 20 национальных художественных экспозиций. Произведения художника были представлены на 11 персональных выставках, проходивших в США — в нью-йоркском Музее Николая Рериха (1969), в Национальном клубе искусств (1976), в Публичной библиотеке г. Нью-Рошелл (1984) и в Публичной библиотеке г. Харрисон (1987), а также в Австрии и Германии.

Дважды — в 1965 и 1968 годах — живопись и графика Ю.В.Бобрицкого удостаивалась серебряных медалей американского Национального клуба искусств. В том же 1968 году его работы были отмечены золотой медалью ежегодной выставки в Национальной академии художеств (Нью-Йорк). Произведения художника хранятся в ведущих музеях США.

Иван Иванович Гариков

Гариков И.И. Выходной в Америке. 1971

Гариков И.И. В театре. 1972

Гариков И.И. Выходной в Америке. 1971

Гариков И.И. В театре. 1972

Иван Иванович Гариков (1918, село Белая Глина под Краснодаром — 26.04.1982, Филадельфия). Родился в крестьянской семье. В 1937 году, по окончании школы, Иван Гариков поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. По окончании института работал театральным художником-декоратором. Жил под Ленинградом.

Вскоре после начала войны оказался в плену, попал в лагерь уничтожения. Годы спустя он рассказывал сыну о том, как выпрошенным у охранника куском угля нарисовал на стене барака лик Христа — и это, возможно, спасло ему жизнь: вскоре Гарикова отправили в трудовой лагерь в Креймсе (Австрия). Весной 1945 года его вместе с другими узниками перевели в Маутхаузен, откуда их освободили американские союзнические войска. После войны поселился в Зальцбурге, где вернулся к живописи.

В 1951 году Иван Гариков переехал в США и обосновался в Филадельфии.  Довольно скоро его работы привлекли внимание владельца одной из наиболее значительных американских выставочных площадок — филадельфийской галереи Ньюмена. В 1954 году он становится членом Филадельфийской ассоциации художественных дарований, в последующие годы участвует во многочисленных национальных выставках, сотрудничает с галереей Ньюмена. Его картины находятся в художественных галереях Вашингтона, Филадельфии, во многих частных собраниях.

В последние годы он жил уединенно, не допускал к себе никого, кроме сына, много болел и работал на износ.

Спасти его живопись от забвения удалось благодаря стараниям главы американского фонда Eurisko, в июле 2004 года обнаружившего значительную часть произведений Ивана Гарикова в одном из складских помещений Флориды. 190 из более чем 230 картин, написанных Гариковым в разные годы, в настоящее время принадлежат фонду Eurisko, часть работ хранится в коллекции его сына Арнольда.

Вероника Дмитриевна Гашурова

Вероника Дмитриевна Гашурова (Левицкая). 1960-е гг.

Гашурова В.Д. Портрет мужчины с книгой. 1994

Гашурова В.Д. Неизвестный. 1997

Гашурова В.Д. Рождество Христово. 1973

Гашурова В.Д. С Новым Годом. 1990

Гашурова В.Д. Разноцветное рождество. 1988

Гашурова В.Д. 11 сентября. Из окна автобуса. 2002

Гашурова В.Д. Моя Россия. 1967

Гашурова В.Д. Тени ХХ столетия. 2000

Гашурова В.Д. Нью Йорк. 2007

Гашурова В.Д. Сабвей в Нью-Йорке. 2007

Вероника Дмитриевна Гашурова (Левицкая). 1960-е гг.

Гашурова В.Д. Портрет мужчины с книгой. 1994

Гашурова В.Д. Неизвестный. 1997

Гашурова В.Д. Рождество Христово. 1973

Гашурова В.Д. С Новым Годом. 1990

Гашурова В.Д. Разноцветное рождество. 1988

Гашурова В.Д. 11 сентября. Из окна автобуса. 2002

Гашурова В.Д. Моя Россия. 1967

Гашурова В.Д. Тени ХХ столетия. 2000

Гашурова В.Д. Нью Йорк. 2007

Гашурова В.Д. Сабвей в Нью-Йорке. 2007

Вероника Дмитриевна Гашурова (урожд. Левицкая; р. 18.04.1932, Киев) — дизайнер по текстилю, декоратор, живописец. В 1943 году вместе с родителями оказалась на Западе. После войны несколько лет жила в лагере для перемещенных лиц в Шляйсхайме под Мюнхеном, в 1949 году переехала в США.

В 1954 году окончила в Нью-Йорке художественное отделение Института Пратта. Много лет работала в американской компании дизайнером по текстилю. В 1989 году поступила в художественную школу при нью-йоркской Национальной академии дизайна. Училась у С.Л.Голлербаха и считает его одним из своих наставников.

Несколько десятилетий Гашурова разрабатывала рисунки для тканей, писала театральные декорации.

В 1970-е годы стала пробовать себя в жанре поздравительной открытки. В 1988 году она создала для британского «Общества помощи русским христианам» открытки с православной символикой. В 1992 году пожертвовала рисунки для поздравительных открыток Детскому фонду ООН «Юнисеф». Позднее рисовала открытки для Конгресса русских американцев, нью-йоркской Метрополитен-оперы и «Галереи Третьякова» в Санкт-Петербурге. В 2009 году комплект из 12 открыток Гашуровой был выпущен петербургским издательством «Сад искусств».

Вероника Гашурова мастерски и эмоционально работает в разных жанрах. Ее живописные полотна неоднократно выставлялись в престижных галереях Америки, в том числе, в Линкольн-центре Нью-Йорка и в Музее современного русского искусства (Нью-Джерси).

Некоторые работы вошли в собрание известного коллекционера Юрия Рябова, переданное им в Художественный музей Циммерли при Рутгерском университете (Нью-Брунсвик, штат Нью-Джерси).

Анатолий Григорьевич Гороховец

Гороховец А.Г. Озеро

Гороховец А.Г. Старый дом на берегу

Гороховец А.Г. Обложка книги Н.А.Клюева «Плач о Есенине» (Нью-Йорк, 1954).

Гороховец А.Г. Облачное небо и деревья

Гороховец А.Г. Обнаженная натура

Гороховец А.Г. Дома и лодка

Гороховец А.Г. Озеро

Гороховец А.Г. Старый дом на берегу

Гороховец А.Г. Обложка книги Н.А.Клюева «Плач о Есенине» (Нью-Йорк, 1954).

Гороховец А.Г. Облачное небо и деревья

Гороховец А.Г. Обнаженная натура

Гороховец А.Г. Дома и лодка

Анатолий Григорьевич Гороховец (1902, Харьков – 1980, Спринг-Валлей) — живописец, график, иллюстратор. Участник Гражданской войны в рядах Красной армии. Окончил Харьковский художественный институт. Много лет работал как станковый живописец и книжный иллюстратор, в том числе детских книг. В 1936 году принял участие в создании большой фрески в Каневе, посвященной Т.Шевченко. Фреска впоследствии была уничтожена.

Во время Второй мировой войны А.Г.Гороховец попал в Германию, откуда как беженец смог эмигрировать в США в 1951 году. В Америке занимался чистой живописью, в лучших традициях русского реализма. Каждое лето ездил в Массачусетс писать этюды. Бывал в Италии и Париже, писал гуаши в Венеции и Риме. Однако карьера его как художника в Америке сложилась не совсем удачно.

А.Г.Гороховец участвовал в нескольких групповых выставках Общества русских художников в Нью-Йорке. В 1982 году в Нью-Йорке, в Музее Рериха, состоялась посмертная выставка работ А.Г.Гороховца.

С.Л.Голлербах назвал А.Г.Гороховца «пейзажистом в стиле русского импрессионизма».

Михаил Сергеевич Лазухин

Михаил Сергеевич Лазухин

Лазухин М.С. Пейзаж со стогами. 1948

Лазухин М.С. Пейзаж с деревенским домом. 1948

Лазухин М.С. Пейзаж со стогами. 1948

Лазухин М.С. Серебряное облако. 1980

Лазухин М.С. Дань-2. 1987

Михаил Сергеевич Лазухин

Лазухин М.С. Пейзаж со стогами. 1948

Лазухин М.С. Пейзаж с деревенским домом. 1948

Лазухин М.С. Пейзаж со стогами. 1948

Лазухин М.С. Серебряное облако. 1980

Лазухин М.С. Дань-2. 1987

Михаил Сергеевич Лазухин(1923, Краматорск – 2006, Филадельфия). До войны Михаил успел год проучиться в Ростовском художественном училище. Война застала семью Лазухиных в Краматорске. В ноябре 1941 году город был оккупирован немецкими войсками, в 1943 году братья Михаил и Виктор Лазухины были отправлены на принудительные работы в Германию. По окончании войны они оказались в Регенсбургском лагере для перемещенных лиц, где вскоре присоединились к созданной в лагере художественной студии.

В 1950 году при поддержке Толстовского фонда братья Лазухины переехали в США и поселились в Филадельфии. В США М.Лазухин закончил Филадельфийский художественный колледж, в 1972 году — Школу искусств им. Тайлера и получил степень магистра.

Многие критики считают его последователем минимализма, возродившегося в американском искусстве на рубеже 1950–1960-х годов. 

Известный нью-йоркский искусствовед Вячеслав Завалишин назвал Михаила Лазухина посредником между русским и американским супрематизмом. Как считают исследователи, на него в значительной степени повлияли художественные открытия Куинджи, Рериха, Малевича, Матюшина, но, по словам самого художника, ему больше всего нравится «в искусстве… чувствовать себя первооткрывателем».

Композиции М.С.Лазухина хранятся в 80 публичных собраниях Америки и Европы, в том числе, в коллекциях Музея современного искусства США, Филадельфийского и Бостонского музеев искусств, Русского музея, Третьяковской галереи.

Творчество художника было представлено на более чем 50 персональных выставках. Он участвовал в свыше 100 национальных и международных экспозициях, состоял членом Мирового центра графики, американского Национального общества акварелистов и Американского общества цветной печати.

Однако сам М.С.Лазухин всегда осознавал себя частью русской культуры: «Я мечтаю утвердить себя именно в качестве русского художника, а не американского… Ибо все мои помыслы не здесь, а у “дальних берегов”. Моя главная мечта (чуть ли не молитва!), чтобы Россия встала на ноги. Это для меня самое главное».

Виктор Сергеевич Лазухин

Виктор Сергеевич Лазухин

Лазухин В.С. Доротея Грант. 1957

Лазухин В.С. Триптих. 2000

Лазухин В.С. Триптих. 2000

Виктор Сергеевич Лазухин

Лазухин В.С. Доротея Грант. 1957

Лазухин В.С. Триптих. 2000

Лазухин В.С. Триптих. 2000

Виктор Сергеевич Лазухин (1927, Краматорск – 30.05.2013, Филадельфия). В 1943 году вместе с братом Михаилом был отправлен на принудительные работы в Германию. По окончании войны они оказались в Регенсбургском лагере для перемещенных лиц, в 1950 году переехали в США и поселились в Филадельфии.

В США В.С.Лазухин закончил в 1958 году Пенсильванскую академию изящных искусств и стал свободным художником. Вскоре поступил в Университет Пенсильвании, в 1968 году получил диплом бакалавра искусств, через два года — магистерскую степень в Университете Темпл. С 1970 года преподавал основы композиции, позднее — графический и компьютерный дизайн.

Виктор Лазухин был членом Американской академии художеств, автором логотипа и членом Американского общества цветной печати.

Работы художника представлены в Национальной галерее искусств (Вашингтон), в музеях изобразительных искусств Филадельфии, Варшавы, Кракова, в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих других крупных музейных собраниях.

В США с успехом прошли 5 персональных выставок В.С.Лазухина, он участник более 30 международных и национальных экспозиционных показов. Тем не менее, главным в искусстве он считает не выставочный успех, а сам акт творения — «из ничего сделать вещь», чтобы воплотить в ней собственную личность, «подарить себя другим».

Его абстрактные картины исполнены цветовой экспрессии и иносказательности. Супрематические композиции братьев Виктора и Михаила Лазухиных позволяют увидеть, насколько многообразна была художественная жизнь «Русской Америки».

Галина Семеновна Пендилл

Пендилл Г.С. Победа. 2010

Пендилл Г.С. Надежда. 2010

Пендилл Г.С. Восход. 2010

Пендилл Г.С. Ночь. 2010

Пендилл Г.С. Регина. 2010



Пендилл Г.С. Победа. 2010

Пендилл Г.С. Надежда. 2010

Пендилл Г.С. Восход. 2010

Пендилл Г.С. Ночь. 2010

Пендилл Г.С. Регина. 2010



Галина Семеновна Пендилл (урожд. Султан, в первом браке Клименко; 05.05.1937, Рига – 07.07.2011, Территаун (Нью-Йорк)) — художник-иллюстратор, переводчик, общественный деятель.

Родилась в Риге, где ее дед, по происхождению караим, владел двумя табачными магазинами. После смерти деда семью стал содержать младший из его трех сыновей, будущий отец Галины. Его не тронули в 1939–1941 годах, но он знал, что числится в списках НКВД, и всю семью рано или поздно депортируют в Сибирь. В 1944 году семья вынужденно перебралась в Германию, а пять лет спустя переехала в США.

От отца, очень выразительного портретиста, Галина Пендилл унаследовала художнический талант. В возрасте 17 лет она поступила в одну из самых известных художественных школ Америки — Институт Пратта в Нью-Йорке, закончила его с дипломом бакалавра изящных искусств.

В течение 20 лет работала художником-иллюстратором. Ее рисунки регулярно появлялись на страницах наиболее популярных американских газет и модных журналов. После того, как рисованную иллюстрацию стала вытеснять фотография, художнице пришлось сменить род деятельности. С 1974 года она — переводчик с русского на английский язык, а в 1990 году вместе с мужем создала в США Русскую переводческую службу.

В начале 1990-х годов она возвращается к живописи, одновременно пробует себя в скульптуре. С 1999 по 2009 год берет уроки графики у известного испанского художника Луиса Ортеги. Произведения Галины Пендилл неоднократно экспонировались в известных выставочных залах, в том числе, в нью-йоркском Институте Пратта, в Уэстчестерском центре изобразительного искусства и галерее «Арсома» в Вашингтоне. В течение 2010 года в США прошли три ее персональные выставки.

В 1999 году, после выхода на пенсию, супруги Галина и Грант Пендилл на собственные средства начали программу помощи российским сиротам-инвалидам. В 2005 году программа была расширена и преобразована в благотворительный Фонд Пендилл. Он постоянно сотрудничал с российскими благотворительными фондам «Детские сердца», «Детские домики», с «Форумом доноров», а также с другими негосударственными организациями, оказывающими финансовую помощь и социальную поддержку детям России.

Вячеслав Владимирович Иляхинский

Иляхинский В.В. Он и она в алом цвете

Иляхинский В.В. Портрет джентльмена ночью. 1995

Иляхинский В.В. Декабрь. 1995

Иляхинский В.В. Мексиканская тема



Иляхинский В.В. Он и она в алом цвете

Иляхинский В.В. Портрет джентльмена ночью. 1995

Иляхинский В.В. Декабрь. 1995

Иляхинский В.В. Мексиканская тема



Вячеслав Владимирович Иляхинский (17.02.1925, Таганрог – 30.03.2002, Си-Клифф, Нью-Йорк) — художник-авангардист, график, реставратор.

У Вячеслава Иляхинского рано проявился талант рисовальщика — в июне 1939 года, в возрасте 14 лет, он выслал свои работы на областную выставку «Юный художник» и стал ее дипломантом. Затем он принял участие в «Конкурсе рисунков о героической Красной армии», где ему была присуждена третья премия.

В 1940 году уехал с родителями в Европу. Художественное образование получил в Германии в Штутгарте в Академии искусств. Затем жил в Швейцарии, Канаде. В 1947 году стал гражданином США, где продолжил обучение в университете Лонг-Айленда.

Получив высшее образование, В.В.Иляхинский начал работать реставратором живописи. Это была не только престижная, но и хорошо оплачиваемая работа, позволившая художнику купить собственную мастерскую. В.В.Иляхинский стал крупным специалистом-реставратором и ему поручали ответственные работы. Позже В.В.Иляхинский стал заниматься предметной живописью, но постепенно перешел на абстрактную.

Творчество художника В.В.Иляхинского было высоко оценено в США: картины В.В.Иляхинского можно встретить во многих частных коллекциях, у знаменитых коллекционеров и в различных музеях США. Он являлся участником многих престижных выставок (как групповых, так и персональных) в Америке.

Будучи уже в зрелом возрасте, В.В.Иляхинский решил подарить часть своих картин родному Таганрогу. В 2006 году по его завещанию 35 картин поступило в Таганрогский художественный музей. Вскоре ряд графических и живописных работ художника его вдова передала в музей Дома русского зарубежья в Москве.

Среди его работ много абстрактной живописи и акварелей, написанных по мотивам, навеянных путешествиями по США, Канаде и России. Картины, выполненные в различной манере, хорошо передают внутренний мир и талант художника. Во многих картинах В.В.Иляхинского можно проследить лучшие традиции русского авангарда.

Евгений Евгеньевич Климов

Евгений Евгеньевич Климов. 1940

Рецензия на 12-й альбом литографий Е.Е.Климова в газете «Русская мысль». 1952

Объявление о лекции Е.Е.Климова в газете «Россия». 1954

Климов Е.Е. Портрет А.И.Солженицына. 1975

Альбом «Поэты и писатели русского зарубежья: Портреты работы Е.Климова» (зарисовки с натуры с 1935 по 1977 год)

Климов Е.Е. Портрет И.В.Елагина. 1970

Климов Е.Е. Портрет И.В.Чиннова. 1966

Евгений Евгеньевич Климов. 1940

Рецензия на 12-й альбом литографий Е.Е.Климова в газете «Русская мысль». 1952

Объявление о лекции Е.Е.Климова в газете «Россия». 1954

Климов Е.Е. Портрет А.И.Солженицына. 1975

Альбом «Поэты и писатели русского зарубежья: Портреты работы Е.Климова» (зарисовки с натуры с 1935 по 1977 год)

Климов Е.Е. Портрет И.В.Елагина. 1970

Климов Е.Е. Портрет И.В.Чиннова. 1966

Евгений Евгеньевич Климов (08.05.1901, Митава, Курляндская губерния, Россия – 29.12.1990, по дороге из Канады в CША) — живописец, график, иконописец, реставратор, историк искусства, педагог.

Родился в прибалтийском городе Митавa (ныне Елгава, Латвия). Художественное дарование открылось у Евгения Климова в отрочестве, в годы учебы в одной из петербургских гимназий. Однако полностью пройти гимназический курс ему не удалось — спасаясь от новой власти, семья бежала на юг, и он закончил школу в 1918 году в Новочеркасске. Год проучился в Донском политехническом институте, с началом Гражданской войны оставил занятия, был вольноопределяющимся на морской службе, в Севастополе чудом уцелел после того, как Крым был взят большевиками.

В 1921 году как уроженец независимой к тому времени Латвии вернулся в Ригу, где поступил в Латвийскую академию художеств. В 1928 году участвовал в экспедиции по Печорскому краю, и с тех пор псковская архитектура и иконопись станут сквозными темами его творчества.

Вышедший в 1937 году альбом литографий Климова «По Печорскому краю» стал одним из событий в культурной жизни русской эмиграции.

В 1940 году Евгений Климов был назначен заведующим отделом русской истории Рижского городского музея. В 1942 году в составе Русской духовной миссии посетил Псков и задумал написать икону Троицы для надвратной ниши Детинца при подходе к Троицкому собору. После Второй мировой войны эта икона в одной из мастерских Германии была переведена в мозаику, которая в настоящее время находится во Пскове.

В 1944 году Е.Е.Климова пригласил на должность реставратора икон пражский Археологический институт им. Н.П.Кондакова. Когда в Прагу вошли советские войска, он вместе с семьей перебрался в американскую оккупационную зону.

В 1949 году переселился в Канаду и обосновался в провинции Квебек. В эмиграции Евгений Климов давал уроки живописи и рисунка, преподавал русский язык, вел летние курсы по истории русского искусства, читал лекции во многих городах Канады и США, писал для эмигрантской прессы.

Серебрякова З.Е. Письмо Е.Е.Климову. 1967, 3 августа Его главным искусствоведческим трудом стала вышедшая в 1974 году книга «Русские художники», а одной из наиболее значимых для него живописных работ эмигрантского периода — портрет А.И.Солженицына, написанный 3 мая 1975 года с натуры в Монреале. В настоящее время эта работа хранится в музейном собрании Дома русского зарубежья.

Е.Е.Климовым было создано большое количество портретов деятелей русского зарубежья, издан комплект открыток с их портретами.

Евгений Климов активно участвовал в выставках русского искусства, проходивших в крупных городах Европы и Америки. Его живопись была представлена на 20 персональных выставках, в разные годы организованных в Канаде, США и Германии. В 1990 году состоялась его персональная выставка в Риге, а годом ранее Евгений Климов передал часть своего творческого наследия в Россию.

29 декабря 1990 года художник трагически погиб в автомобильной аварии по дороге из Монреаля в Покипси (CША). В настоящее время его иконописные работы можно увидеть в храмах Риги, Пскова, Праги, Лос-Анджелеса, Монреаля, Оттавы, Торонто. Живопись и иконография Евгения Климова находится в многочисленных частных коллекциях, в музеях Риги, Квебека, Монреаля, а также в Русском музее и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

В архивном собрании Дома русского зарубежья сформирован фонд Е.Е.Климова, где хранятся письма многих деятелей культуры русского зарубежья. На выставке представлено письмо Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожд. Лансере; 10.12.1884, имение Нескучное Курской губернии, Россия – 19.09.1967, Париж, Франция), российского художника, участницы объединения «Мир искусства», продолжателя традиций живописи Серебряного века, с 1924 года проживавшей в Париже.

3 августа 1967 года Зинаида Евгеньевна пишет: «Глубокоуважаемый и дорогой Евгений Евгеньевич! Только что получили Ваше письмо от 29 июля и очень обрадовались, что в сентябре будем счастливы повидать Вас и Вашу жену в Париже!!!» Встреча не состоялась: 19 сентября 1967 года З.Е.Серебрякова умерла, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Сергей Львович Голлербах

Голлербах С.Л. Фигура на костылях. 1970-е гг.

Голлербах С.Л. Человек, катящий коляску. 1970-е гг.

Голлербах С.Л. Группа людей на пляже. 1960

Голлербах С.Л. Пляж. 1992

Голлербах С.Л. Ты — счастливая мать, а я одинока. 1970

Голлербах С.Л. Уличная сцена. 1970-е гг.


Голлербах С.Л. Черное на красном. 1990-е гг.


Голлербах С.Л. Фигура на костылях. 1970-е гг.

Голлербах С.Л. Человек, катящий коляску. 1970-е гг.

Голлербах С.Л. Группа людей на пляже. 1960

Голлербах С.Л. Пляж. 1992

Голлербах С.Л. Ты — счастливая мать, а я одинока. 1970

Голлербах С.Л. Уличная сцена. 1970-е гг.


Голлербах С.Л. Черное на красном. 1990-е гг.


Сергей Львович Голлербах (р. 11.11.1923, Детское Село) — живописец, график, художественный критик и литератор.

В 1935 году родители С.Л.Голлербаха были сосланы в Воронеж, где он начал брать уроки рисования в изостудии местного Дома пионеров. В 1938 году семья вернулась домой. В январе 1941 года Сергей Голлербах поступил в ленинградскую среднюю художественную школу, однако проучился всего пять месяцев — началась война.

В 1942 году он был вывезен из оккупированного пригорода Ленинграда на работы в Германию, в 1945 году оказался в американской оккупационной зоне. С 1946 по 1949 год учился в мюнхенской Академии художеств.

В 1949 году С.Л.Голлербах переехал в США и продолжил образование в нью-йоркской школе Лиги художников-студентов (Art Students League). В Америке работал графиком, иллюстратором, оформил обложки многих вышедших в эмиграции русских книг и журналов.

С.Л.Голлербах состоит членом редакционной коллегии выходящего в Нью-Йорке «Нового журнала», он автор большого числа книг и статей в зарубежной и российской периодике.

С.Л.Голлербах — действительный член американской Национальной академии дизайна, почетный президент Американского общества акварелистов, член нескольких художественных объединений. Преподавал живопись в художественной школе при нью-йоркской Национальной академии дизайна.

С.Л.Голлербах удостоен наград многих академий и творческих союзов, в том числе, золотой медали Американского общества акварелистов. Его живопись и графика представлены в американских, европейских, российских коллекциях и музеях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музее Российской академии художеств, Воронежском и Нижегородском художественных музеях, а также в Доме русского зарубежья.

О творческом мироощущении С.Л.Голлербаха очень точно свидетельствует сказанное им на открытии персональной выставки, которую Дом русского зарубежья проводил в ноябре 2006 года: «В США считают меня американским художником, родившимся в России. В России называют русским художником, живущим в Америке. Но я считаю себя русским, который учился в Европе, но живет в Америке».

Владимир Михайлович Шаталов

Шаталов В.М. Светлана. 1948

Шаталов В.М. Наступление дня. 1978

Шаталов В.М. Бернард Фаурштэйн. 1955

Шаталов В.М. Светлана. 1948

Шаталов В.М. Наступление дня. 1978

Шаталов В.М. Бернард Фаурштэйн. 1955

Владимир Михайлович Шаталов (20.07.1917, Белгород – 23.05.2002, Филадельфия) — живописец, авангардист, поэт. Потомственный дворянин, сын белогвардейского офицера. Учился живописи в Днепропетровском художественном училище, в Институте изящных искусств Кракова и в Киевском художественном институте. В годы Второй мировой войны попал в Австрию, затем был отправлен в Германию (1943), где оказался в лагере для перемещенных лиц.

С 1951 года жил в Филадельфии. С первых дней пребывания в США В.М.Шаталов вместе с С.Л.Голлербахом принимают активное участие в создании и деятельности «Общества русских художников».

Среди наиболее значительных работ В.Шаталова — галерея трагических изображений Н.В.Гоголя. «Володя, — писал С.Л.Голлербах, — изобразил не Гоголя “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, не Гоголя “Миргорода”; это, может быть, Гоголь сожженной второй части “Мертвых душ”, полный сомнений, страдающий, испытывающий чувство вины».

Владимир Шаталов известен и как поэт. В содружестве с В.А.Синкевич он был одним из основателей и членом редакционной коллегии литературно-художественного альманаха «Встречи» (первоначально «Перекрестки»), объединявшего поэтов и художников различных волн российской эмиграции. Шаталов был одним из соавторов антологий поэзии русского зарубежья.

В.М.Шаталов был членом американской Национальной академии дизайна, которая насчитывает всего 450 человек, членом Российской академической группы в США.

Участвовал в более чем полутора сотнях групповых и индивидуальных выставок и имел около ста наград, включая несколько золотых медалей. Работы В.М.Шаталова представлены во многих музеях, включая Музей изящных искусств в Сан-Диего (Калифорния), Вудмир-музей в Филадельфии (Пенсильвания), в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, а в последние годы и России.

С.Л.Голлербах так охарактеризовал творческую манеру Шаталова: он «взял многое от кубизма и американской живописи цветовых плоскостей, но вдохнул в этот западный “формализм” русскую душевность». Поэтому наследие В.М.Шаталова очень разнообразно: это и живопись, опирающаяся на классическую русскую традицию, и произведения, вобравшие в себя западные символы и колориты.

Кураторы выставки — И.Е.Розанова, Н.П.Белевцева, И.П.Мирошникова.