Религиозно-философская академия (РФА) является отличным примером развития философского знания вне формальных институций, вне идеологических шор и в крайне тяжёлых обстоятельствах. Она была основана выдающимся русским мыслителем Николаем Александровичем Бердяевым 26 ноября 1922 г. в Берлине, вскоре после событий «философского парохода». Ещё до эмиграции философ создал в Москве Вольную Академию Духовной Культуры (ВАДК, 1919–1923) с системой ежемесячных собраний, на которых читались доклады и проходили философские дискуссии и дебаты. Оказавшись вдали от России, вдали от ВАДК, Бердяев решает воссоздать вольную философскую институцию, с новым названием и в новых культурных и политических реалиях.
«С корабля на бал» – Николай Бердяев сразу же после приезда из Штеттина в Берлин инициировал небольшой историко-философский кружок (сама идея пришла к нему в первые недели жизни в Германии, в пансионе по адресу W, Kleiststrasse, 31, Pension Baranarossy). По решению немецкого правительства и Красного креста вскоре философу разрешили снимать две комнаты в квартире баронессы Деме (по адресу Charlotenburg, Ranke-Strasse, 31/32 ). Русский философ решил проводить собрания прямо в двух отведённых для него и его семьи комнатах. Продолжалось это совсем недолго. Баронесса, по воспоминаниям Бердяева, скоро стала жаловаться на «истоптанный ковёр». С.Л. Франк и другие гости мыслителя поняли, что нужно искать «другую площадку».
По многим причинам в составе Русского научного института в Берлине (РНИ), где работали на тот момент почти все философы-изгнанники, никакой философский кружок, а уж тем более что-то более масштабное, появиться просто не мог. Во-первых, институт с самого начала позиционировал себя как строго научно-образовательное учреждение (хотя и не являлся высшей школой в юридическом смысле этого слова), но не как открытую площадку для различных интеллектуальных инициатив; во-вторых, сам Бердяев чувствовал себя лишь сотрудником РНИ и потому не хотел что-либо создавать в рамках уже существующего учреждения; в-третьих, память русских философов-эмигрантов о ВАДК толкала многих к идее сделать независимую от всех формальностей ассоциацию, где могло бы развиваться философское знание вне академического сообщества. По иронии судьбы, из-за воспоминаний о работе ВАДК от слова «академия» философам уйти не удалось.
Благодаря знакомству с Полом Адерсоном, секретарём Союза христианских молодых людей (YMCA), Бердяев получил не только моральную, но и финансовую поддержку. Решение о создании Религиозно-философской академии было принято на квартире у П. Андерсона, где присутствовали С.Л. Франк и И.А. Ильин. В письме 6 ноября 1922 г. Н.А. Бердяев сообщает П.Б. Струве об этом смелом начинании: «По моей инициативе основывается здесь религиозно-философская академия с помощью американского христианского союза, который уже принял представленный мной план, утвердил годичный бюджет и предоставляет нам помещение. В этом начинании будут принимать участие Франк и Ильин» (Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 г. М., 2000. С. 298–299).
В программе РФА обозначались цели: 1) пробуждение духовных интересов среди русских эмигрантов; 2) работа для дела духовного возрождения и духовного объединения всех христианских народов. В качестве средства для достижения поставленных целей предполагалось создание курса лекций по философии (в её связи с религиозной культурой), а также чтение докладов с последующими прениями.
«Перед нами, русскими, стоит прежде всего эта ответственная духовная задача. Мы пережили тяжелый, страдальческий опыт, который должен углубить наш дух и многому нас научить. Этот жизненный опыт должен быть переработан в свете религиозного и философского сознания. Но в этом религиозном сознании и в этой философской мысли мы не хотим остаться отъединенными от духовного мира Запада. Мы хотим духовного общения с людьми Запада, разделяющими эту основную духовную настроенность и направленность. Наступают времена для большого единения всего христианского человечества. Религиозно-Философская Академия ставит своею целью работать для дела духовного возрождения и духовного объединения христианских народов».
Религиозно-Философская Академия в Берлине
(София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Вып.1 /
Под ред. Н.А. Бердяева. Берлин: Обелиск. 1923. С.137).
Открытие РФА состоялось 26 ноября 1922 г. в здании Французской гимназии (Französisches Gymnasium, по адресу Reichstagufer, 6). На собрании присутствовали и литераторы (М.А. Осоргин и другие участники Клуба писателей, собиравшиеся в кафе «Leon» на Nollendorfplatz), и духовенство (в том числе митрополит Евлогий), и многие сотрудники Русского научного института (И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.). Бердяев выступил с программной речью «О Духовном Возрождении России и задачах Религиозно-философской Академии», в которой заявил, что духовное спасение человечества возможно лишь посредством создания диалога между разными христианскими конфессиями и что работа РФА как раз и будет способствовать этому делу.
Занятия начались 1 декабря 1922 г. В первом полугодии были прочитаны авторские курсы лекций следующих мыслителей: Ю.И. Айхенвальд («Философские мотивы русской литературы»), Н.С. Арсеньев («Античный мир и раннее христианство»), Н.А. Бердяев («Философия религии»), И.А. Ильин («Миросозерцание и характер, философия искусства»), В.Э. Сеземан («Этика»), Ф.А. Степун («Сущность романтики»), С.Л. Франк («Основы философии и Греческая культура»), Н.О. Лосский («Систематическая философия»), Л.П. Карсавин («Средневековая духовная культура»).
В 1924 г. Николай Бердяев покидает Берлин и переезжает в Париж, где тут же создаёт филиал РФА во Франции. «Берлинская» часть РФА просуществовала вплоть до 1927 г. Прекращение работы РФА в Берлине было связано не только с переездом Бердяева как руководителя Академии. Не меньшую роль в исчезновении берлинской РФА сыграл тяжелый экономический кризис в Германии 1920-х гг. Последнее обстоятельство вынудило многих участников РФА переехать во Францию и другие европейские страны. «Берлинская» эпоха Академии интересна тем, что именно в это время философский мир российского зарубежья представлял собой нечто цельное. В этот период эмигрантское философское сообщество ещё не постигли многочисленные ссоры и расхождения, прервавшие диалог между многими мыслителями (яркий пример: ссора Н.А. Бердяева и И.А. Ильина в 1924 г. после выхода в свет бердяевской рецензии «Кошмар злого добра» в ответ на книгу Ильина «О сопротивлении злу силою»). РФА продолжила свою деятельность в Париже, но её структура и план работы были созданы именно в Берлине.
Историческое здание Французской гимназии на Рейхстагуфер было разрушено в 1945 г. Сегодня Французский колледж располагается по адресу Дерффлингерштрассе, 7 (Derfflingerstraße).
Вольная Академия Духовной Культуры в Москве // София : Проблемы духовной культуры и религиозной философии. №1 / Под ред. Н. А. Бердяева. Берлин: Обелиск, 1923. С. 136–138.
Андерсон П.Ф. Бердяевские годы 1922–1939 (Из книги воспоминаний) // Вестник Русского христианского движения. 1985. № 1. С. 244–291.
Галушкин А. После Бердяева: Вольная академия духовной культуры в 1922–1923 гг. // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1997 г. СПб., 1997. С. 237–244.
Бердяев Н.А. Письмо П.Б. Струве // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 г. М., 2000. 348 с. С.298–299.
Шишилова О.Ю. Образовательная деятельность Религиозно-философской академии в эмиграции // Интеграция образования. 2011. №3. С.74–79.
Гапоненков А.А. Эпистолярный диалог С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923–1947) // Вопросы философии. 2014. № 2. С. 119–130.
Черняев А.В., Бердникова А.Ю. Н.А. Бердяев в Берлине: к истории создания «Нового средневековья» // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2020. №4. С.106–113.