140 лет со дня рождения Н.Н.Евреинова

25 февраля 2019 года — 140 лет со дня рождения Николая Николаевича Евреинова (25(13).02.1879, Москва, Россия – 07.09.1953, Париж, Франция), режиссера, драматурга, теоретика и преобразователя театра, историка театрального искусства. Из дворян. Отец, Николай Васильевич Евреинов, видный инженер и чиновник Министерства путей сообщения. Мать, Валентина Петровна, из французского аристократического рода де Грандмезонов, бежавших от гильотины Робеспьера в Россию. От матери Николай Николаевич унаследовал живость ума, талант шутника, любовь к музыке и безудержную страсть к театру. Впервые попав в театр пяти лет от роду, он был им зачарован на всю жизнь. Первую пьесу (пародийный семейный водевиль) написал в восемь лет (1887). Любые домашние торжества непременно сопровождались его постановками, которые, как правило, заканчивались слезами юного режиссера — он хотел, чтобы спектакль продолжался и продолжался — вместе с жизнью…

Детские годы его протекали в постоянных разъездах по России из-за службы отца: Дерпт, Москва, Екатеринослав… С 1889 по 1894 год Евреиновы жили в Пскове — Николай Васильевич был назначен главным контролером Псковско-Рижской железной дороги.

Николай Николаевич поступил в Псковскую гимназию. Научился играть на рояле, скрипке, виолончели и флейте. В 13 лет он сбежал к артистам бродячего цирка, расположившегося в окрестностях Пскова, ходил по проволоке и выступал в роли клоуна Бокларо. Окончив гимназию, осенью 1892 года поступил в петербургское Императорское училище правоведения. Но о театре не забывал: играл в любительском театральном кружке в училище, писал для него пьесы. Приезжая на каникулы в Псков, Евреинов не только участвовал как актер в любительских спектаклях, но и писал и ставил пьесы, в частности, одноактную пьесу «Репетиция» (не опубликована), оперу-буфф и арлекинаду «Сила чар» (утрачена). В 1901 году Николай Николаевич окончил училище с серебряной медалью (выпускное сочинение — реферат «История телесных наказаний в России», издается и переиздается неоднократно отдельной книгой) и начал службу в Министерстве юстиции, а затем перешел в Министерство путей сообщения, которое оставит навсегда в 1914 году. Любовь к театру окажется сильнее, чем спокойная и размеренная чиновничья жизнь. В это же время он поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, где его учителями были Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов (1901–1905). Тогда же он пишет историческую драму из «петровской эпохи» «Болваны, кумирские боги» (опубликована в его книге «Драматические сочинения») и под руководством А.И.Введенского начинает изучать в университете философию.

Дебют Евреинова на большой сцене как драматурга состоялся 22 декабря 1905 года в Петербурге в Александрийском театре, где была поставлена его одноактная драма «Степик и Манюрочка», призывающая к «трансформации жизни», «театрализации быта», в ней адюльтер был представлен как выход из «серой паутины будней». Конечно же, предлагая эту драму, Евреинов рассчитывал, если не на скандал, то на заметную реакцию публики и критики. Параллельно он ставит пьесы в Новом театре (Л.Б.Яворской), в которых участвует и как актер, и в Малом — Суворинском театре.

В середине 1890-х годов его родители расстались, Евреинов принял сторону матери и практически не поддерживал отношений с отцом.

А тем временем его пьесы начали ставить в театрах. Первым возник в Петербурге в конце 1907 года «Старинный театр», задачей которого, по замыслу Евреинова, была реконструкция театральных систем прошлого. Он просуществовал два сезона — в 1908 году (литургическая драма, миракль, моралите, пастурель, фарс) и в конце 1911 года (испанская драма эпохи расцвета). В сезоне 1908/1909 годов он был приглашен режиссером в театр В.Ф.Комиссаржевской после отставки В.Э.Мейерхольда. Когда театр В.Ф.Комиссаржевской уехал на гастроли, на его сцене с оставшейся частью труппы и актерами из других театров Евреинов создал «Веселый театр для пожилых детей», правда, просуществовал он недолго — до конца осени того же года. В 1910 году Евреинов был приглашен на должность главного режиссера театра «Кривое зеркало». В первую программу он включил пародию на недавно запрещенную «Царевну». Евреинов любил розыгрыши, ценил анекдоты, уважал людей, умеющих их рассказывать. В «Кривом зеркале» он поставил около ста спектаклей.

Свои сочинения он называл «театрально-драматическими», подчеркивая тем самым, что сама жизнь есть вечный театр. Русский театр начала ХХ века отдал два десятилетия «моде на Евреинова». Никого не оставлял равнодушным его пародийно-гротескный репертуар. А.А.Блок пишет в дневнике 11 ноября 1912 года: «Вечером пошел в “Кривое зеркало”, где видел удивительно талантливые пошлости и кощунства г. Евреинова. Ярчайший пример того, как может быть вреден талант. Ничем неприкрытый цинизм какой-то голой души».

Николай Николаевич написал множество пьес, монодрам, фарсов и миниатюр. Многие из них были поставлены им самим в «Кривом зеркале», например, гоголевский «Ревизор», да так успешно, что пришлось делать выездной спектакль в Царском Селе. По воспоминаниям самого автора, с первых и до последних минут спектакля Николай II хохотал до упаду. Евреинов пользовался огромной популярностью у художественной интеллигенции как пародист и театральный насмешник. В «Бродячей собаке», а затем в «Привале комедиантов» он выступал с «интимными песенками», частушками, «музыкальными гримасами» — импровизациями на фортепиано и на других инструментах.

Много внимания Николай Николаевич уделял теории театра. В 1913 году вышла его книга «Театр как таковой», в которой понятие «театрализация жизни» рассматривается как «инстинкт вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего жизненный уклад человека. Он разработал принцип «монодрамы», когда сценический персонаж меняет отношение к окружающему миру каждого из публики на свой лад без всякого насилия: зритель невольно как бы перевоплощается в этот персонаж. Его теории и дискуссии вокруг них во многом обогатили театр. Имя режиссера стало неотделимо от новаторского театрального искусства Серебряного века. Его считают, и заслуженно, одним из выдающихся реформаторов театра начала XX века (наряду со Станиславским, Мейерхольдом и Таировым). «Евреинов, можно сказать, родился с мечтой, перешедшей у него в манию, в идеологическую одержимость о театре, преобразующем жизнь в нечто гораздо более выпуклое и яркое, чем жизнь», — считал Сергей Маковский.

В ноябре 1917 года Евреинов покинул Петроград и два года скитался по Украине и Грузии, читая лекции и ставя спектакли. Осенью 1920 года он вернулся домой и поставил к третьей годовщине Октября массовое революционное действо «Взятие Зимнего дворца». Размеры «сценической площадки» — вся Дворцовая площадь (в то время уже носившая имя Урицкого — до 1944 года). Число участников представления в разных источниках разное, по словам же Ю.Анненкова, «действующих лиц было около 8000… (оркестр в 500 человек)». Затем он организовал «Вольный театр», где зимой 1921 года состоялась премьера его пьесы «Самое главное». С ее постановки начинается мировая известность Евреинова, а в Советской России в течение 1921–1925 годов выходят 17 его книг. Впоследствии пьеса была переведена на 18 языков и шла в 26 странах. Сотрудничая с большевиками, Евреинов стремился к служению театру, а не идеологии. Противоречие между его стремлением к «чистому искусству» и прикладными задачами советского театра заставило режиссера задуматься об отъезде. К этому времени была запрещена к постановке его пьеса «Корабль праведников».

В январе 1925 года Евреиновы навсегда покинули СССР. С 1927 года они постоянно проживали в Париже, где Николай Николаевич продолжал работать как драматург, режиссер и сценарист: сотрудничал с Н.Балиевым в «Летучей мыши», ставил спектакли в парижской Русской опере М.Н.Кузнецовой. Пытаясь объединить русскую творческую эмиграцию, создал Театр русской драмы совместно с Е.Н.Рощиной-Инсаровой, а также театр «Бродячие комедианты» (1934), организовал Объединение русских артистов (1935). С 1937 года — главный режиссер Русского театра в Париже. В театральной среде имел клички «Остервенелый» и «Демон остервенения». В 1929 году он поставил серию короткометражных звуковых картин. В 1934–1935 годах работал со студентами Сорбонны над постановкой спектаклей средневекового театра. Написал сценарий по пьесе «Самое главное» для фильма М.Л’Эрбье «La Comédie du bonheur» (1940). Состоял в Союзе русских писателей и журналистов в Париже. Член масонских лож — «Юпитер», «Гамаюн», «Друзья Любомудрия», «Капитул Астрея», в которых исполнял в разные годы обязанности обрядоначальника. В 1937 году Евреинов завершил работу над трактатом «Откровение искусства».

Немецкую оккупацию 1939–1944 годов Евреиновы пережили в Париже. После войны Николай Николаевич отошел от режиссуры, сосредоточившись в основном на писательской деятельности. В 1945 году он выступил с циклом радиопередач о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми был знаком: Горьком, Таирове, Станиславском, Римском-Корсакове, Зощенко и других. Выпустил в Париже книгу «Le théâtre en Russie Soviétique» (1946). В начале 1950-х вышел его«Памятник мимолетному» — о театральных достижениях русской эмиграции во Франции между двумя войнами. В 1952 году Евреинов руководил оперным классом в Русской консерватории в Париже. В 1953 году, незадолго до смерти, он закончил «труд жизни» — «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года», книга вышла в Нью-Йорке в «Издательстве имени Чехова» посмертно. В 1978 году в Париже на стене дома по улице Буало была установлена памятная доска Н.Н.Евреинову с надписью: «Человек театра».

Скончался Николай Николаевич Евреинов 7 сентября 1953 года, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

«Когда я думаю о себе, о своей жизни, мне представляется оторванное облако и его одинокий путь… Мое творчество — игра облака. Я знаю, вчера, сегодня и завтра — все разные формы… Разве творчество должно быть неизменно одинаковым?! Я проявляю свой творческий дух и так, и сяк, как мне на́ руку! Конечно, странное облако, оно так часто меняет облики, так быстро несется куда-то, несется беспрестанно в новом направлении, беспрестанно играя красками, формами, без заботы, какие это краски и какие формы… Ну да! Оно ищет чего-то!.. Бледное оторванное облако! Может быть, в конце концов, и я люблю так театр оттого, что я облако. Подумайте, сколько представлений на земле оно видит издали, не вмешиваясь в них, стороной, как настоящий зритель! И с каких различных точек зрения видит происходящее… Как привыкает к представлениям, как нуждается в них! А потом, естественно, играет обликами, кого-то поддразнивает, на что-то намекает, что-то представляет, манит куда-то… ведь представления не даются даром! Я это знаю и потому пишу пьесы — плачу за представления представлениями… Порою мне думается, что не здешний я, не теперешний, а тамошний, прошлый, что я опоздал родиться на целое столетие, что среди других людей, в другой эпохе мне было бы привольней, веселее и, господин среди господ, я не шлялся бы тогда скучным облаком, а наслаждался бы земной красотой на земле, по-земному, наслаждался бы полностью, был бы счастливым… И вот! Если б не осталось грез и искусства, я не знаю… Я умер бы и не было бы лишнего облака, чтобы застить лишний раз свет» (Н.Н.Евреинов).

В архивном собрании Дома русского зарубежья им. А.Солженицына имеются письма Н.Н.Евреинова к Н.А.Струве (Фонд 12). См. также публикации Н.Н.Евреинова в каталоге библиотеки ДРЗ.

В.Р.Зубова

Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера
Ок