145 лет со дня рождения А.В.Карташева

23 июля 2020 года — 145 лет со дня рождения Антона Владимировича Карташева (23(11).07.1875, Кыштым, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Россия – 10.09.1960, Ментона, Франция), государственного и общественного деятеля, историка, философа, публициста, специалиста по истории Русской церкви, последнего обер-прокурора Священного Синода.

В документах Объединенного государственного архива Челябинской области найдена запись о рождении Антона Карташева. Его крестили в Духо-Сошествиевской церкви Кыштымского завода 13 июля 1875 года, а родился он 11 июля 1875 года, о чем в метрической книге храма была сделана запись. В Кыштыме находился горный завод, рабочие которого со времен Петра I состояли из переселенцев центральной России. Семьи со стороны его отца, Владимира Васильевича, и его матери, Клавдии Васильевны, были из крепостных крестьян-туляков, переселенных еще в XVIII веке. Называли их на Урале «горно-заводскими рабочими». Являясь юридически крепостными, они работали в разных профессиях и на разных должностях от чернорабочего до управителя завода. Население завода имело от своих владельцев еще и родовые земельные наделы, так называемые посесионные, с пахотой, выгоном и лесом. Уровень жизни был примитивный, но существование безбедное.

Прадед Карташева был управителем завода, дед — помощником казначея, отец, родившийся в 1845 году, прошедший еще Николаевскую двухклассную министерскую школу и вышедший только 16-летним из состояния раба, стал, с введением Земства, волостным писарем, затем земским гласным, и, наконец, с 1879 года членом Земской Управы. Семья переселилась в Екатеринбург.

«Карташевы были туляки, вывезенные на Урал для работы в рудниках. Они принадлежали к тем крепким, даровитым русским людям, которых не могло сломить даже крепостное право. На них созидалось российское государство. Это они строили восхитительные деревянные церкви русского севера, ценили и заказывали высокохудожественные иконы, понимали и свято хранили ту московскую культуру, которую загнал в подполье царь-маньяк Петр Алексеевич. Однако Карташевы не были старообрядцами. Они упорно хотели “выйти в люди”, понимали ценность образования, вместе с тем они не отрывались от родной почвы, оставаясь патриархальной, православной семьей, чтившей Царя-Освободителя и преданной монархии» (Зернов Н.М. А.В.Карташев. Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Питтсбург, 1975).

Антону с детства была близка церковная жизнь, он был зачарован красотой церковных служб. В возрасте 8 лет он был посвящен в стихарь, до конца своей жизни оставался исключительным знатоком православного богослужения и всегда пел на клиросе. После окончания в 1888 году духовного училища он продолжил обучение в Пермской духовной семинарии, а в 1894 году был отправлен за казенный счет в Санкт-Петербург в Духовную академию. В 1899 году, окончив Академию, оставлен при кафедре истории Русской Церкви. Только по ходатайству Академии, особым постановлением Кыштымское волостное правление вычеркнуло его из списков «податного сословия» и перестало требовать уплаты крестьянской подати.

На положении профессорского стипендиата Карташев пробыл только год, за который успел защитить магистерскую диссертацию (1900). В 1901 году, после кончины профессора П.Ф.Николаевского, Совет Академии возложил на молодого доцента все бремя кафедры, которое он нес до 1905 года. Революционный подъем вовлек Антона Владимировича в публицистику. Его статьи выходили в книжках «Нового пути» под псевдонимом, но Священный Синод знал, кто их автор. Ректор Академии, епископ Сергий, от лица Синода дружески предложил: прекратить публицистику, или уйти... Карташев избрал второе.

Он поступил на службу в Императорскую Петербургскую библиотеку, где отвечал за комплектование фондов богословской литературой и продолжал, уже не скрывая имени, писать по религиозным и церковным вопросам в газетах «Страна», «Речь», «Русское слово». Иногда печатался под псевдонимом Т.Романский. Редактировал газету «Вестник жизни». Опубликовал в российских периодических изданиях («Путь», «Христианское чтение», «Слово» и других) десятки статей на историко-церковные темы, только некоторые из них подписывал псевдонимом Уральский.

В 1902–1903 годах Карташев разделял идеи Мережковского и Гиппиус об «отживании исторического христианства», впоследствии он отказался от подобных взглядов (31 марта 1918 года он написал письмо Мережковским, в котором сообщал о разрыве отношений с ними). В 1903 году вышла в свет его книга «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории». В 1906 году Антон Владимирович был приглашен Советом Высших женских курсов (Бестужевских) занять кафедру истории религий и Церкви и занимал ее до 1919 года, до бегства из России.

Стал известен благодаря активному участию в Религиозно-философских собраниях (1901–1903), преобразованных в 1907 году в Санкт-Петербургское религиозно-философское общество, в котором с 1909 года ему довелось председательствовать (1909–1917). В 1912 году Карташев сблизился с политическими объединениями. Был членом разветвленной масонской ложи Великий восток народов России (ВВНР), находящейся в подчинении ложи Великий восток Франции, входил в Верховный совет ВВНР с 1905 по 1917 год. Награжден орденами Святого Станислава 3-й степени (1911) и Святой Анны 3-й степени (1914).

Когда случилась Февральская революция, и думское правительство послало в Св. Синод своего обер-прокурора, князя В.Н.Львова, последнему десятки депутатских голосов подсказали отыскать председателя Религиозно-философского общества, «либерального богослова» Карташева и взять его себе в товарищи обер-прокурора. Так он и сделал. Но сам Львов после кризиса Временного правительства в июле 1917 года должен был покинуть ряды министров, как «националист», т. е. член партии правее конституционных демократов.

Карташев, совсем недавно вступивший в кадетскую партию, поставлен был на место Львова. Первое, что сделал Антон Владимирович и что считается его заслугой, — упразднил пост обер-прокурора и объявил о созыве Всероссийского Собора 1917–1918 годов. Он преобразовал синодальную обер-прокуратуру в Министерство вероисповеданий и уже в звании министра вероисповеданий официально открывал в Москве 16 августа 1917 года I Всероссийский Церковный Собор. По своему положению он был введен Собором в его состав в качестве члена-мирянина.

В ночь на 25 октября 1917 года арестованные министры были отправлены из Зимнего дворца в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Оттуда 7 января 1918 года — в Кресты. 26 января 1918 года выпущены из тюрьмы в поднадзорное состояние. Карташев приезжает 3 июля 1918 года в Москву, чтобы участвовать в работе Собора и в Высшем Церковном Совете, членом которого он был избран, когда еще сидел в Петропавловской крепости.

В новогоднюю ночь 1919-го Антон Владимирович бежит через финляндскую границу. В Финляндии входит в Русский комитет при армии генерала Юденича.

После эвакуации переезжает в Париж (1920), где участвует в собирании политических сил эмиграции под знаменем Русского национального комитета. Русский национальный комитет был образован на Съезде Русского национального объединения в Париже в мае 1921 года, когда Русская армия находилась в Галлиполи, Чаталдже и на острове Лемнос. Нравственная и политическая поддержка остатков Белой армии была важной и актуальной задачей и Съезда, и созданного им Русского национального комитета. Карташев являлся председателем и идеологом Комитета вплоть до его официального закрытия в 1940 году, уже во время немецкой оккупации. Под его редакцией выходил «Вестник Русского национального комитета» (1923–1926).

В 1920–1930 годах Антон Владимирович сотрудничал в боевом антибольшевистском еженедельнике «Борьба за Россию», издаваемом С.П.Мельгуновым. С 1920 года — член приходского совета собора Александра Невского в Париже. Преподавал историю России на русском отделении Сорбонны (1922–1939). Председатель Русской академической группы во Франции. В 1923 году принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове (Чехословакия). Член-учредитель Братства Святой Софии в Париже (1924).

Создание в 1925 году в Париже Свято-Сергиевского православного богословского института, одним из основателей которого был Карташев, возвращает его навсегда в академическую среду. При недостатке специалистов ему пришлось в течение четверти века (1925–1950) вести преподавание по двум кафедрам: истории Церкви и Ветхого Завета с еврейским языком. Постоянно участвовал в заседаниях Религиозно-философской академии. Член Епархиального совета от мирян (1924–1936 и 1946–1960). При его ближайшем участии в Париже издавался журнал «Российский демократ» (1948–1957). Выступал с докладами и речами на собраниях большинства русских культурных обществ, союзов, кружков. Участник съездов РСХД. Читал лекции на «Курсах по вопросам православного мировоззрения», Высших женских богословских курсах, в кружке «К познанию России», Русском народном университете и других учреждениях.

Печататься Антон Владимирович начал еще со студенческой скамьи, в России. Полный список его богословских и церковно-практических работ эмигрантского периода (с 1921 года) был издан в 1954 году на английском языке, наряду с библиографиями других профессоров института. Последнюю четверть века его статьи обычно печатались в «Православной мысли», а также отдельно вышли в книгах: «На путях к Вселенскому Собору» (1932) и «Ветхозаветная библейская критика» (1947). Последнюю сам автор считает своей главной заслугой перед православной богословской наукой, не только русской, но и всех других братских православных церквей. За эту работу Карташев получил звание доктора церковных наук honoris causa (1944).

Перед Второй мировой войной он трудился вместе с известными православными деятелями С.Булгаковым, Г.Флоровским и Г.Федотовым в Свято-Сергиевском православном богословском институте, являвшемся центром русской богословской жизни. Публиковал статьи и книги, посвященные русской церкви. В Париже были изданы: «Церковь и государство: Что было и что должно быть в России» (1932), «Святой великий князь Владимир — отец русской культуры» (1939), «Жизненный путь митрополита Владимира» (1957), «Очерки по истории Русской Церкви» в двух томах (1959), «Вселенские соборы» (1963).

Скончался Антон Владимирович Карташев 10 сентября 1960 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

«Общественная деятельность Антона Владимировича известна всем. Можно сказать, что русское зарубежье знает его именно как общественного деятеля и как яркого политического оратора. В широких кругах русского рассеяния его облик ученого православного богослова и работника на ниве церковной менее известен, чем его политическое лицо. И даже близко знающие его нередко ставят вопрос, есть ли внутренняя органическая связь между тем и другим. Можно ли говорить об общем источнике его богословия и его политики, о их существенном единстве? Многие на этот вопрос отвечают отрицательно: приемлют и любят в нем богослова и решительно отрицают его как политика. На этот вопрос постараюсь ответить и я… Постараюсь его обосновать. Не очень давно, на вопрос одного из профессоров нашего Института студенты старшего курса сказали ему, что чувствуют идеологическое единство своих наставников, каковы бы ни были наши индивидуальные различия. Думаю, что это верно. Исключения, конечно, есть. Но православное мироощущение и богословское мировоззрение старших членов нашей профессорской коллегии, несомненно, одно и то же» (Кассиан, епископ. Антон Владимирович Карташев // Православная мысль: Труды Православного богословского института в Париже. Вып. 11. Париж: YMCA-Press, 1957).

В.Р.Зубова