24 ноября 2019 года — 60 лет со дня кончины Степана Дмитриевича Эрьзи (настоящая фамилия: Нефедов; 08.11(27.10).1876, село Баево, Симбирская губерния, Россия – 24.11.1959, Москва, СССР), художника, ваятеля, мастера скульптуры из дерева, представителя стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.
За границей еще при жизни его называли «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело», российская пресса именовала «новым Паоло Трубецким». В наши дни журналистка Мила Мельникова в одной из своих статей писала: «Для нас в Мордовии он — как Пушкин для всех россиян» (Известия Мордовии. 2004. № 199). Профессор Мордовского университета Наталья Воронина назвала художественный мир скульптора «Вселенной по имени Эрьзя».
Степан Дмитриевич родился в крестьянской семье. С детства он увлекался лепкой и рисованием. Отец, Дмитрий Нефедов, заметив художественные способности сына, отправил его учиться сначала в церковно-приходскую школу села Алтышево Алатырской волости Алатырского уезда, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, куда семья переехала в 1892 году, а затем в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефедов путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1901 году Степан Дмитриевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился живописи и рисунку у известных мастеров конца XIX – начала ХХ века: Константина Коровина, Валентина Серова, Леонида Пастернака. В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры, где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. В это время Нефедов и взял вместо настоящей фамилии псевдоним.
В 1906 году Эрьзя закончил учебу и уехал в Италию совершенствовать скульптурное мастерство. Он работал в редкой технике прямого высекания: вырезал фигуры из камня без предварительных набросков и проектов. Участие в международных выставках принесло первый успех.
«В 1909 году на Всемирной художественной выставке в Венеции и на выставке в Милане одновременно были выставлены семь работ Степана Дмитриевича Эрьзи. В Милане “Сеятель”, “Косец”, “Тоска”, “Усталость”, “Поп”, “Ангел” и в Венеции — исполненная трагической экспрессии композиция “Последняя ночь приговоренного к смертной казни”. Успех на этих двух выставках сразу поставил Эрьзю в ряды первых художников Европы» (Воронова О. Дум высокое стремленье // С веком наравне. М.: Молодая гвардия, 1974. Т. 3. С. 257).
В 1910 году скульптор переехал в Париж. Во Франции работы мастера, умевшего за один-два сеанса выполнить скульптурный портрет, приобретали и частные коллекционеры, и крупные музеи. В этот период созданы «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник».
Участвуя в международных выставках искусств в Венеции, Милане (1909), Ницце (1910), Риме (1911), выставке «Осенний салон» в Париже (1910–1913), Эрьзя получил мировое признание. Летом 1913 года он вернулся в Италию и поселился в городе Каррара. Здесь скульптор создал группу «Братство» для Дома итальянского рабочего объединения в Милане, статую «Иоанн Креститель» для церковного прихода в городке Феццано.
В мае 1914 года Эрьзя вернулся в Россию. Во время Первой мировой войны он работал санитаром в московском военном госпитале. Времени на занятия скульптурой почти не оставалось. Из работ этого периода можно назвать «Портрет балерины Софьи Федоровой» и «Монголку». До сих пор любимым материалом скульптора был мрамор. Теперь мастер начал экспериментировать с цементом, железобетоном, металлом, деревом.
После революции Степан Эрьзя работал над национальными и мифологическими образами — скульптурными портретами эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Приходилось заниматься и агитационным искусством: создавать памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян.
С 1918 по 1926 год Эрьзя жил на Урале (Екатеринбург, село Мраморское) и на Кавказе (Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку), куда отправился в поисках редких пород мрамора. В этот период наступил творческий кризис: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Положение усугублялось обострением отношений с советской властью. Государственная политика накладывала свои ограничения: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. Эрьзя принял решение об эмиграции и в 1926 году уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину, где поселился в Буэнос-Айресе.
Почти четверть века (с 1927 по 1950) скульптор жил и творил на другом континенте. Он создал здесь более 180 произведений, часть из них разошлась по музеям и частным коллекциям многих стран мира. Эрьзя открыл для себя материал, с которым не расставался до конца жизни — породы субтропических деревьев кебрачо (или квебрахо), альгарробо, урундай. Эти породы отличаются высокой твердостью, обладают фактурным богатством и экзотической красотой.
Центром внимания художника становится Человек и жизнь его души. В Аргентине Степан Эрьзя выполнил серию портретов исторических личностей, мифологических, женских, интернациональных и национальных образов, а также работы так называемой психологической серии. Скульптор участвовал в местных выставках, на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. В этот период созданы «Портрет Бетховена» (1929), «Лев Толстой» (1930), «Моисей» (1932), «Портрет аргентинской женщины» (1935), «Медуза» (1938), «Автопортрет» (1947).
В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР. Вместе с ним в Одессу на корабле прибыли его работы, которые скульптор привез в дар своему народу. Общий вес груза составлял около 75 тонн. Правительство выделило Эрьзе мастерскую в Москве, где он организовал постоянную выставку своих работ. В 1957 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения и за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.
Однако возвращение на родину и встреча с социалистической действительностью обернулось глубоким разочарованием, последние девять лет жизни Эрьзи, проведенные им в Москве, прошли в скитаниях, гонениях и нищете. Лишь в 1954 году состоялась его персональная выставка в Москве, но публика восприняла ее неоднозначно.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске. В селе Баево, где прошло его детство, действует мемориальный дом-музей. В итальянском городе Каррара открыта памятная доска на доме пансиона Гарибальди на ул. Санта-Мария, где в 1914 году жил Эрьзя.
В Москве создан Международный фонд искусств им. С.Д.Эрьзи. Главная цель организации — поиск, изучение, сохранение и популяризация мирового творческого наследия выдающегося скульптора. В 2011 году в Генуе (Италия) под эгидой Фонда и при поддержке Генерального консульства РФ открыт центр «Русский дом искусства им. С.Эрьзи». В июне 2015 года открылся филиал в провинции Реджо-Калабрия.
В России работы мастера хранятся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Самой большой и уникальной коллекцией скульптур (свыше 200) обладает Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. Работы скульптора размещены в электронной базе данных «Государственный каталог».
Дом русского зарубежья им. А.Солженицына неоднократно знакомил своих посетителей с жизнью и творчеством великого скульптора.
В 2011 году в библиотеке Дома была оформлена книжно-документальная выставка «Италия — дом нашей души», одна из ее страниц посвящалась С.Д.Эрьзе.
В 2016 году вышел документальный фильм «Степан Эрьзя. Возвращение гения» (режиссер Андрей Новоселов), который снимался в России, Аргентине и Италии. Картина дважды демонстрировалась на кинофестивале «Русское зарубежье» в ДРЗ.
В 2017 году в Доме русского зарубежья работала выставка «Скульптор Эрьзя и Южная Америка», подготовленная Международным фондом искусств им. С.Д.Эрьзи. Экспонировались произведения из коллекции эксклюзивных слепков работ мастера, оригиналы которых ныне находятся в частных и музейных собраниях России и стран Южной Америки, образцы дерева кебрачо, слепки рук и посмертная маска скульптора. В экспозиции были представлены фотографии и документы из архива Фонда, новые издания Фонда, а также изданные в разные годы альбомы и публицистический материал, включая первые книги о скульпторе на испанском и итальянском языках. В программу выставки входили документальные фильмы о жизни и творчестве С.Эрьзи и о международных проектах Фонда.
См. публикации о С.Д.Эрьзе в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья.
Надежда Егорова