60 лет со дня рождения В.Ф.Шевцовой

22 апреля 2020 года — 60 лет со дня рождения Веры Федоровны Шевцовой (22.04.1960, Дерби, США), потомка русских эмигрантов, профессора, магистра богословия. В интервью радио «Град Петров» она рассказывала о себе: «У меня возник интерес к православной Церкви еще с детства. Мои предки были из России, они уехали в Европу в 1920-х годах. Мои родители переехали в Америку после Второй мировой войны. Еще в детстве я очень много слышала о России, о революции. Россия была очень драгоценная для моей семьи. Мы были церковная семья, ходили в церковь регулярно, мой отец, будучи уже в возрасте, стал священником. Но я никак не могла даже в детстве понять: если была такая сильная Церковь и вера православная была, то как могла произойти революция, из-за которой поколение русских эмигрантов вынуждено было уехать из России?.. Да, всегда была надежда на возвращение, что это все временно, просто надо продолжать жить и пережить это. Но, конечно, со временем, эти надежды у дедушки и бабушки кончились» (Град Петров. Радио Санкт-Петербургской митрополии. 22 ноября 2017 года. Авторская программа Александра Мраморнова, научного руководителя издания материалов Собора 1917–1918 гг.).

Отец Веры Федоровны по профессии был химиком, в уже немолодом возрасте стал сначала дьяконом, а потом, в 1985 году, священником Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), дослужился до протоиерея (2004). Поэтому не случайно после окончания в 1982 году Йельского университета со степенью бакалавра, Шевцова выбрала областью своих интересов именно Россию и страны Восточной Европы: «Еще в детстве у меня возник этот вопрос и как-то никуда не пропал. Даже старые знакомые еще сейчас вспоминают, как я в пятом или шестом классе читала роман о царе Николае Втором и истории его семьи. Эта история меня всегда интересовала» (Там же).

В 1982–1983 годах она участвовала в программе по изучению современной советской литературы в Ленинградском государственном университете. В 1988 году получила степень магистра богословия в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде. В том же году, будучи аспиранткой Йельского университета, отправилась в тогда еще Ленинград и полтора года стажировалась в Духовной академии. В 1989–1990 годах изучала в Пенсильванском университете антропологию религии, культурную антропологию, социологию религии и фольклор. В 1991–1992 годах получила грант на продолжение своих изысканий в России от Совета по международным исследованиям и обменам (IREX).

«Надо сказать откровенно — я хотела заняться темой духовных академий. Меня интересовала именно духовная наука в богословских учебных заведениях. Но когда я поступила в университет (я училась в Йельском университете), и в аспирантуре (также в Йельском университете, помимо еще Владимирской семинарии), мне сказали в светском учебном заведении, что вот с такой темой для научных исследований — богословских наук в духовных учебных заведениях — получить работу будет очень тяжело. Надо выбирать что-то более современное и интересное. И тогда я занялась темой не столько прихода именно (приход — часть моей работы), но именно бытовой стороны — как люди жили как православные люди. И как люди чувствовали себя православными. И как эта принадлежность к Православной церкви осуществлялась в жизни. И, конечно, меня интересовало время революции. И как все шло к революции. И что творилось внутри. И как случился 1917 год, и каковы его последствия» (Там же).

В 1994 году Вера Федоровна защитила в Йельском университете диссертацию на тему «Народное православие в поздний период сельской Императорской России», за которую была удостоена премии Ганса Гатцке. С 1994 года она преподает в департаменте религии и библейской литературы в Смит-колледже (Нортхэмптон, штат Массачусетс), читает курс лекций о различных аспектах христианской мысли и культуры на Востоке и на Западе, а также лекции на богословские темы в американских и российских университетах. Замужем за врачом-невропатологом Иваном Васильевичем Зебруном, имеет двух дочерей. Член Американской академии религий, Американской ассоциации по продвижению славянских исследований, Американского исторического общества, Американского общества по изучению церковной истории и Православного богословского общества в Америке. Автор ряда статей на английском языке о Русской православной церкви, русском богослужении, иконописи, изучала также особенности почитания Божией Матери в современной России.

В 2006 году Шевцова принимала участие в научно-богословской конференции «Митрополит Антоний (Храповицкий) и его наследие в русской диаспоре», проходившей в Свято-Троицкой духовной семинарии, духовном учебном заведении РПЦЗ. Написала и издала книгу «Православие в России накануне 1917 г.». В русском переводе эта книга вышла в 2010 году в Санкт-Петербурге в издательстве Дмитрия Буланина (тираж 1000 экземпляров). В центре ее внимания — христианская община в Русской православной церкви: «В своей книге я назвала это “экклезиологическая этнография”. То есть Церковь не как институт выступает в моем исследовании. Экклезиологический подход в этнографии — я имею в виду, что исследователь должен постараться услышать голос рядовых православных обывателей, именно мирян… Конечно, были проблемы в обществе в целом, но если человек церковный, эти вопросы, эти проблемы были связаны с экклезиологией, с богословскими проблемами. Как понять Церковь? То есть, как человек понимает, что такое Церковь… Во-первых, нельзя обобщать. Там все было очень пестро и сложно. Очень разнообразная картина. И как-то пытаться обобщать: вот, в деревнях серость была, — это вот вообще нельзя делать. Люди были и такие, и сякие — всякие разные люди были. И были люди, которые действительно очень хорошо знали свою веру, а не то, что часто пишут: крестьяне верили в Троицу — Христос, Богоматерь, святой Николай. Эти мифы повторяют и сегодня. А я этого в ходе своего исторического исследования не встречала» (Там же).

Хотя первоначальный замысел сосредоточить изыскание на материалах отдельных епархий помог ограничить количество исследуемых источников, Вера Федоровна пишет, что «скоро стало очевидным, что тема моей работы… выходит за рамки того исторического периода, который я исследовала. В частности, я поняла, что тема “народного” или “бытового” православия предполагала изучение самого понятия “церковь” и того, что значило “принадлежность к церкви”… Оказалось необходимым… начать поиск новых источников, как по-разному внутри собрания верующих воспринималась и проявляла себя общность, которую принято называть “церковью”» (Православие в России…).

Анализируя свой материал, Шевцова установила, что религиозная жизнь, отраженная в документах, концентрировалась вокруг своеобразных «центров притяжения» или «очагов». Главной же единицей в этой религиозной жизни была община, являясь, по мнению Веры Федоровны, столь же сложным и многоуровневым понятием, как и понятие «Церковь». Сюда входят не только объединение духовенства и мирян, которое складывалось в определенной местности, но также включающий в себя несколько общин округ — благочиние, далее по вертикали — епархия с архиереем во главе и даже Синодальная канцелярия в столице Российской империи. Для Шевцовой важно было выявить истинную роль, которую играли внутри общины миряне и которая явно недооценивалась предшествующей историографией. Называя мирян «народом», она поясняет, что под этим словом понимает «мирян, которые активно и без принуждения принимали участие в церковной жизни и, с точки зрения священнослужителей, являлись паствой» (Там же). В целом, исследование посвящено религиозной общине и тому, как она функционировала в русском православии накануне роковых событий 1917 года. Как отмечает редактор и издатель книги Дмитрий Буланин: «Религиозная жизнь в русской общине предреволюционной эпохи, реконструированная Шевцовой в синхроническом аспекте, обнаруживает много точек соприкосновения с православной культурой древности, удостоверяя, что мы имеем дело с историей одной и той же христианской церкви» (Там же).

«Вера — это дар Божий. Это как музыка — нельзя заставить стать Моцартом», — отмечает Вера Федоровна.

См. публикации В.Ф.Шевцовой в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.

В.Р.Зубова