75 лет со дня кончины Л.О.Пастернака

31 мая 2020 года — 75 лет со дня кончины Леонида (Абрама Исаака) Осиповича Пастернака (Постернака) (03.04(22.03).1862, Одесса, Россия – 31.05.1945, Оксфорд, Великобритания), живописца, графика, книжного иллюстратора, педагога. Родился в многодетной еврейской семье Иосифа Постернака и его жены Лии. Его дедушка Акива Постернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века, в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).

Иосиф Постернак стремился дать своим детям хорошее образование. Юный Абрам Исаак поступил в Ришельевскую гимназию (первое имя было занесено в бумаги мещанской управы и оттуда перекочевало в гимназические документы, а второе — в метрические книги, «но, видно, двух имен было мало, и я получил третье — Леонид, — вспоминал художник. — С первого же дня моего рождения домашние мои, родные, все стали прозывать меня Леонидом» (Здесь и далее цит. по: Пастернак Л. Записи разных лет. М.: Советский художник, 1975). По этому поводу Пастернаку даже приходилось писать объяснительные в официальных учреждениях.

Учился Леонид успешно, но сильнее всего влекло его все же рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В шесть лет он получил свой первый заказ, — дворник попросил талантливого мальчика набросать углем картины на тему охоты на зайцев с борзыми, чтобы украсить ими дворницкую. За каждый рисунок платил по пять копеек. Полученные деньги юный художник потратил соответственно возрасту: на конфеты. Впоследствии Пастернак назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи» (кстати, любовь к зарисовкам углем и карандашом останется у него с тех пор на всю жизнь). Однако в семье не приветствовали его увлечения рисованием. Родители видели младшего сына аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, «ходатаем по делам», а рисование считали делом легкомысленным. Поэтому приходилось ему рисовать иной раз тайком от отца с матерью. Наиболее доступным инструментом был уголь. Но в конце концов ему разрешили посещать Одесскую рисовальную школу.

Позже один из постояльцев отца — журналист и издатель М.Ф.Фрейденберг — привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах «Маяк» и «Пчелка». Леонид Осипович вспоминал: «Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. “Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..”» А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Леонида сделать рисунок для обложки нового журнала «Маяк». Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда «работодатель» сказал: «Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь — вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...» С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: «Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!»

В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879–1881, учился у Ф.Бауэра и Л.Иорини), за выдающиеся успехи в Рисовальной школе был награжден серебряной медалью.

В том же году, уступая родительской воле, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако медицину он не любил, особенно анатомию, но все же ту часть, которая нужна художнику, изучил. В 1882 году Пастернак подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), но безуспешно: не оказалось свободного учебного места. В эти годы он посещал частную школу-студию профессора МУЖВиЗ Е.С.Сорокина. В 1883 году Леонид Осипович переводится на юридический факультет сначала московского, а затем одесского Новороссийского университета. В Российской империи студенты этого вуза могли выезжать за границу, и Пастернак, воспользовавшись этим правом, отправился в Мюнхен поступать по конкурсу в Королевскую академию художеств и поступил. Учился в классе знаменитых рисовальщиков Л. фон Гертериха и А.Лицен-Майера, окончил Академию с золотой медалью. Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов на юридическом факультете, он помещал в местных журналах свои карикатуры, юмористические и бытовые зарисовки.

В 1885 году художник блестяще окончил Академию и экстерном — юридический факультет университета. После учебы ему предстояло провести год в одесских казармах, отбывая воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося в артиллерии (1885–1886). Привычка делать быстрые и точные наброски не покидала его и во время службы. В 1887 году Леонид Осипович снова в Мюнхене, а в феврале 1989 года — в Москве, где женился на известной пианистке Розалии Исидоровне Кауфман, с которой познакомился еще в Одессе, когда сотрудничал с «Пчелкой» (ее портрет, правда, работы другого художника, украшал одну из обложек журнала). Незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех — П.М.Третьяков приобрел для своей галереи его еще не законченную — прямо с мольберта — картину «Письмо с родины», не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (ТПХВ), постоянным экспонентом которой с 1888 по 1901 год был Пастернак. Деньги от продажи художник вложил в парижское путешествие. Он изучал французское искусство и пробовал новые приемы живописи. Критики отмечали, что после поездки его рука стала «более свободной и изысканной».

Молодая семья обосновалась в Москве, где родился первенец — будущий поэт Борис Пастернак (1890), затем на свет появились сын Александр (1893) и две дочери, Жозефина (1900) и Лидия (1902). Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Пастернака. Они не только передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, но еще и замечательно продавались. Про Леонида Осиповича шутили, что его дети «кормят» родителей. Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе.

В конце 1880-х — начале 1890-х годов Пастернак служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А.О.Гунста, участвует в ежегодных выставках передвижников, входит в объединение «Мир искусства». В 1890 году становится редактором литературно-художественного журнала «Артист» и сближается с кружком В.Поленова, куда входили художники В.Серов, К.Коровин, И.Левитан, М.Врубель. Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. В 1889–1894 годах он руководил собственной школой рисования, которую открыл в Москве вместе с портретистом Виктором Штембером.

В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю.Лермонтова. В 1893 году на Передвижной выставке познакомился с Л.Н.Толстым. Во время своего первого визита к писателю художник показал ему иллюстрации к роману «Война и мир», созданные в 1892 году по заказу журнала «Север». Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет Пастернаку посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа «Воскресение» и автором прославленных иллюстраций к нему (1898–1899). Леонид Осипович часто гостил у Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна, написал портреты писателя и членов его семьи. Спустя много лет после смерти Толстого он писал: «Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды в разговоре со мной Н.Ге заметил: “Толстой Вас любит — это большое счастье”».

В 1894 году Леонид Осипович получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС), принимает его, специально оговорив, что не будет креститься. Его учениками были М.Сарьян, С.Герасимов, В.Конашевич, В.Перельман, Б.Такке, В.Штраних и другие художники. В том же году за картину «Накануне экзаменов» он был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Ее приобрел Люксембургский музей в Париже. «Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».

В 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Воскресение» был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину «Л.Н.Толстой в кругу семьи» приобрел великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге. Другой великий князь — Сергей Александрович — лично утвердил кандидатуру Леонида Пастернака на должность профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи.

С началом революции и беспорядков в Москве семья вынуждена была уехать в Германию. В Берлине Леонид Пастернак устроил выставку своих работ и писал портреты на заказ. В 1907 году он был приглашен в Англию, чтобы написать портрет дочери одного из местных аристократов. Эта поездка стала значительным событием в жизни Леонида Осиповича, в том числе и потому, что он получил возможность увидеть оригиналы картин английских портретистов XVIII века (Дж.Рейнольдса Пастернак впоследствии назовет величайшим портретистом мира). Вскоре семья вернулась в Москву.

В 1910-е годы, помимо преподавания, художник работал над портретами современников — М.Горького, В.Брюсова, Вяч.Иванова, К.Бальмонта, Э.Верхарна, А.Скрябина, С.Рахманинова, Ф.Шаляпина, И.Мечникова, князя П.Кропоткина и многих других. В первые послереволюционные годы он продолжал участвовать в выставках; работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. Пастернак первым из художников академического направления начал делать зарисовки В.И.Ленина и других революционных деятелей на различных съездах и собраниях.

Жизнь тогда была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве не представлялось возможным. Поэтому они покинули Россию в 1921 году и уехали в Германию, забрав дочерей, а сыновья Борис и Александр остались на родине. В Берлине Пастернак продолжил писать портреты литераторов, художников и ученых. Среди них был и Альберт Эйнштейн. С ним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Исидоровна аккомпанировала играющему на скрипке ученому. Леонид Осипович написал тогда серию его портретов.

В Германии художник заинтересовался темой еврейства в истории искусства: выпустил монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве» и два альбома о деятелях еврейской культуры. В 1924 году он участвовал в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков. В Германии прошли персональные выставки Леонида Осиповича в 1927 и 1932 годах.

Однако в стране уже начали проявляться нацистские настроения, почти весь тираж монографии Пастернака с воспоминаниями о Толстом был сожжен, следующую его выставку запретили. Когда же к власти пришел Гитлер, порядки совсем ужесточились. Переговоры о возвращении в Советский Союз затягивались. В 1935 году, когда вышли Нюрнбергские расовые законы, Пастернаки переехали в Лондон. Там прошла еще одна персональная выставка художника. Последние годы он жил в доме дочери Лидии в Оксфорде. 23 августа 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, скончалась Розалия Исидоровна. Несмотря на тяжелую утрату и преклонный возраст, Пастернак продолжал работать над полотнами. Так, в военные годы им были созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий “Мессию” Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни». Последней и уже незаконченной его работой стал портрет Ленина.

Леонид Осипович Пастернак скончался 31 мая 1945 года.

Его творчество представлено в музейных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции, Израиля и других стран, много его картин и в частных коллекциях. Для книги Л.О.Пастернака «Записи разных лет» мемуарный материал был собран и обработан Жозефиной Пастернак, а подготовлен к печати в 1975 году Александром Пастернаком.

2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил последние годы художник, был открыт музей его имени.

«Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно — международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет — будь он написан шведом, французом, русским или евреем — понятен всем».

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок