«Увидеть любовь Бога сквозь все обстоятельства».

Благовест-инфо

«Христианин в ситуации нестабильности» – тема очередного семинара по изучению наследия митрополита Сурожского Антония

Москва, 22 мая, Благовест-инфо. «Христианин в ситуации нестабильности» – эту тему выбрали 20 мая для очередного семинара по наследию митрополита Антония Сурожского его организаторы – Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Тема звучит особенно актуально в ситуации пандемии и связанных с ней изменений. Но организаторы предложили заострить внимание не столько на социально-психологическом, сколько на духовном измерении нынешнего кризиса, опираясь на текст беседы митрополита Антония, опубликованный в книге «Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах» (М.: Никея, 2019).

Своими размышлениями о том, какие уроки можно извлечь из ситуации нестабильности, непредсказуемости, о том, что такое «духовная устойчивость» и как ее достичь, в онлайн-режиме поделились протоиерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург); Жан-Франсуа Тири, директор Культурного центра «Покровские ворота», и иерей Петр Скорер (Эксетер, Великобритания).

«Мы слышим в словах владыки Антония, что время борьбы и искушений – это время благословений Божьих», – начал о. Георгий Пименов. Он предложил обратиться к примерам русских людей в эмиграции, которые в тяжких испытаниях ХХ века не пали духом и смогли благословение Божие явить в делах милосердия и в творчестве. Священник упомянул благотворительную деятельность епископа Мефодия (Кульмана) в оккупированном Париже; русских воинов, оказавшихся на чужбине в Галлиполи и других лагерях «в ситуации полной неопределенности», но основавших храмы, гимназии и военные училища, сохраняя «свой дух и культуру России». «Обращение к традиции, к прошлому – это возможность сохранения устойчивости в неустойчивое время», – сказал в связи с этим священник. Он упомянул также Бориса Вильде, русского участника французского Сопротивления, который вел в гестаповской тюрьме дневник и открывал в себе что-то новое, он писал: «Тюрьма действует на меня, как проявитель на пленку». «Эти примеры русской эмиграции могут помочь нам и ныне провести так время в изоляции, чтобы не тратить его напрасно, а направить его на созидание культурного строительства души, на продолжение общения с Богом. Митрополит Антоний говорит в книге: всякий рост сопровождается потерей равновесия, определенности, эта ситуация неизбежна. И мы скажем: слава Тебе, Боже, что Ты мне доверил эту ситуацию, помоги мне обрести новую точку опоры для движения вперед».

По словам о. Георгия, самым трудным в условиях карантина для него оказалось «редко видеть прихожан, друзей, родителей – эти люди мне нужны, я живу во многом в общении с ними. У меня как у священника эта потребность была переполнена, а сейчас я благодарю Бога за любую возможность общения». Что касается невозможности для прихожан участвовать в богослужениях, то священник посоветовал вспомнить новомучеников и исповедников российских и «тех, кто сохранял веру в безбожное время в малых общинах». Он подчеркнул, что нынешнее закрытие храмов обусловлено эпидемиологической ситуацией, а вовсе не гонениями на веру, как беспокоятся некоторые миряне и священники. О. Георгий полагает, что в такой ситуации митрополит Антоний «как человек здравомыслящий и врач принял бы решение о тех или иных ограничениях».  Пандемия и связанные с ней ограничения побуждают задуматься о «другом понимании Церкви – она должна быть более общинной, ближе к первохристианской общине или общине новомучеников, когда люди связаны внутренним единством», – считает священник и в качестве примера такого единства называет Фонд митрополита Сурожского Антония, который объединяет множество людей разных континентов, заинтересованных в постижении наследия лондонского пастыря.

На Жана-Франсуа Тири большое впечатление произвели слова митрополита Антония о том, что «слабое здоровье – это великое достояние для того, кто желает возрастать в духовной жизни». Размышляя над ними, он понял: «современный человек живет с идеалом прогресса, который рано или поздно искоренит все болезни, с верой во всемогущество человека. А сейчас из-за коронавируса в этой уверенности появилась трещина, которая входит в нашу жизнь <…>, иерархия вещей меняется». Эта ситуация актуализирует мысли митрополита об уязвимости человека: признавать свою слабость значит признавать, что Другой – хозяин твоей жизни. «Один из уроков этого времени – что человек не всемогущий, должен был Кто-то другой. Признать, что каждый из нас болен каким-то образом – это признание может быть нашей силой, потому что мы опираемся уже не на здоровье, успех, а на что-то непреходящее», – отметил Тири.

Он согласен с мыслью о. Георгия о том, что время эпидемии и карантина может стать «временем благословения, благоприятным испытанием», чтобы каждый мог проверить, к какому из двух миров, по блаж. Августину, мы принадлежим: «миру Божьему или распинающему Его миру истории». Разумеется, каждый христианин живет в двух мирах, в той или иной мере, но «паника, непослушание властям мирским и церковным, "закрытие" самого себя» – признаки приоритета «града земного», считает выступавший. Но для тех, кто хотел бы жить в другом граде, карантин может стать «временем возрастания в вере, новых возможностей, открытым листом, чтобы увидеть главное в нашей жизни, временем открытия христианства как милосердия и помощи другим». Та «утрата равновесия», которую сейчас переживают многие, может стать возможностью «обретения равновесия в новой точке», которая станет отправной для нового, рискованного пути духовной жизни – эта мысль митрополита Антония особенно дорога Тири. «Сквозь все эти обстоятельства мы можем увидеть любовь Бога к нам, которая не перестает», – сказал он.

Отвечая на вопрос о том, как Культурный центр «Покровские ворота» переживает кризис, директор первом делом сказал, что двое сотрудников – Елена и Надежда – заболели и просил молиться за них. Конечно, все публичные мероприятия отменены, закрыт книжный магазин. Но сотрудники Центра выступили с новой инициативой – создали YouTube-проект «Тест на надежду», в рамках которого публикуют серию интервью с разными людьми со всего мира – врачами, преподавателями и др. о том, как они «не выживают, а живут полноценной жизнью» во время пандемии, в чем заключается их надежда.

Митрополит Антоний Сурожский. Фото с сайта pravlife.orgО. Петр Скорер не так давно стал священником, прослужив до этого 45 лет дьяконом. В новом качестве он успел отслужить всего 5-6 литургий, а потом церковь была закрыта из-за вируса. Он рассказал, что стал служить литургию на дому, ему помогает жена Ирина. «Мы можем причаститься, а мои прихожане не могут. Я спросил: разве вам не завидно? Разве вы тоже не хотите? Но потом я понял, что такая служба дает много: эта евхаристия служится для всего мира, все причащаются духовно и приобщаются ко Христу через это... Да, мы теряем общение, к которому мы так привыкли, ведь мы все друг друга любим. Но из-за этого мы начинаем понимать, для чего нужны другие люди – в одиночестве мы не можем выразить любовь друг ко другу». 

«Есть только одна печаль – не быть святым!» – эта фраза Леона Блуа побудила священника вспомнить максимализм митрополита Антония, который был для него духовным отцом в течение долгих лет. По словам о. Петра, владыка «бывал иногда очень суров и строг», он утверждал, что «мы все должны стать святыми, нет другого пути», особенно в те времена, «когда жизнь взорвет собственные формы существования». Это опыт самого митрополита Антония, с его очень трудным детством, разводом родителей, враждебностью мира и – внезапной встречей с Христом в отрочестве. Этот опыт перехода в новую жизнь был подобен опыту Савла-Павла, но «это не опыт каждого из нас, мы все растем понемножку», говорит о. Петр о себе и многих других людях. И тем не менее, приближающаяся Пятидесятница напоминает, что «все мы призваны быть святыми», и об этом особенно важно помнить в трудные дни изоляции и болезней. «Не каждому дано быть мучеником, не всем дано делать что-то выше наших сил. Но не будем забывать, что мы призваны любить ближнего, мы все должны быть готовы в любое время встретить Бога», – сказал о. Петр.

«Вирус – это не наказание от Бога, но кризис, то есть суд, где мы должны быть судимы нашим поведением и тем, как мы отвечаем на этот вызов. Это возможность сделать что-то новое, проявить милосердие», – добавил он. Отзываясь на эти слова, президент Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Садовникова вспомнила любимую поговорку митрополита: «Неурожай от Бога, а голод – от людей». Будучи иммунологом и вирусологом, она обратила внимание на «неожиданный аспект» нынешней ситуации: проявить милосердие к ближним теперь во многом можно через заботу каждого о себе самом, чтобы не оказаться опасным для других людей, не заразить их. «Возлюби ближнего, но как самого себя – инфекция напоминает об этом», – заключила Садовникова.

С видеозаписью семинара можно ознакомиться на Youtube-канале «Друзья Фонда духовного наследия митрополита Антония Сурожского».

Юлия Зайцева