Музейное собрание

Собрание предметов и документов Дома русского зарубежья входит в состав государственного Музейного Фонда Российской Федерации, насчитывает свыше 18 000 музейных предметов и содержит архивные фонды, музейные коллекции, предметы, посвященные культурно-историческому феномену Русского зарубежья. Собранное по крупицам, бережно хранимое в Доме русского зарубежья наследие русской эмиграции призвано донести до нас историю национальной трагедии Великого Русского рассеяния, рассказать о жизни русских, вынужденно лишенных Родины, но сохранивших её вопреки всему.

Уникальные предметы и документы, собранные по всему миру, свидетельствуя о русской эмиграции как альтернативной истории Отечества, составляют единый музейный фонд, который является частью исторической памяти единой России. Источником поступлений и основой формирования музейного собрания ДРЗ являются дары и пожертвования потомков русских эмигрантов первой волны, а также соотечественников, живущих за рубежом. Значительную часть дарителей составляют россияне, сохранившие ценные документы и семейные реликвии, отражающие тему эмиграции. За четверть века комплектования музейного фонда Дом русского зарубежья объединил свыше двух тысяч дарителей из разных стран и континентов.

Помимо пожертвований пополнение музейных фондов ведется в форме закупок и целенаправленных передач предметов. Структура музейного фонда ДРЗ состоит из фондовых разделов и музейных коллекций. Разноплановые музейные коллекции музейного собрания сформированы как комплексы предметов, объединенных по типам хранения и по исторически сложившимся связям. Как особый вид выделены коллекции общественных движений, организаций и мемориальные коллекции. Так уникальным комплексом источников является коллекция Молодежных организаций русского зарубежья (МОРЗ). Туда вошли предметы и документы скаутских движений русского зарубежья «Русские Соколы», «Национальная организация Витязи» и других. Среди предметов форма членов организаций, мундиры, головные уборы, атрибутика, знаки и нашивки, значки и документы.

Мемориальные собрания в ДРЗ представлены коллекциями художницы Ю. Н. Рейтлингер, исследователя и собирателя В.М. Томича, коллекционера А.Л. Сметанкина, писателя В.П. Аксенова. Основная задача распределения предметов по коллекциям и фондам через воссоздание истории бытования предметов и документов возродить память о русской эмиграции. Хранение, изучение и публикация музейных предметов и архивных документов фондового Собрания ДРЗ – высокая миссия и приоритетная задача Дома русского зарубежья

Изобразительный материал представлен фондами графики, живописи и скульптуры. Значительная часть произведений живописи составляют полотна известных американских художников российского происхождения: Сергея Голлербаха, родом из Царского села; Вячеслава Иляхинского из Таганрога; работ ученицы Голлербаха, Вероники Гашуровой родом из Киева, братьев Виктора и Сергея Лазухиных из Краматорска, члена Американской национальной академии искусств Владимира Михайловича Шаталова, родившегося в Белгороде.

В фонде изобразительных материалов хранятся портреты видных представителей русской эмиграции: Е.К. Брешко-Брешковской (худ. М. Завистовский, 1929), протоиерея Н. Оболенского (худ. А. Лазарева), С. И. Фуделя работы его племянника К.Н. Ильина.

Гулаговская тема представлена работами Садового С.В. «Вид на гулаговский плац». (1999); Лозового Н.Г. «Ведут заключенных». (1981).

В музейном собрании хранятся уникальные иконы: Икона Христа Спасителя (худ. С.Ф. Колесников, 1920) подарена генералу А.И. Деникину добровольцами Первого агитационного поезда. Представляют ценность две иконы работы А.А. Ярона американского периода его эмиграции: Иона Св. великомученика Георгия Победоносца. (США, 1982) и Икона Св. Иоанна Кронштадского. (США, 1986). От протоиерея Владимира Цурикова поступила икона Преподобного Иова, игумена, Почаевского чудотворца (список на холсте маслом 1949). Икона Божией Матери «Умиление» поступила от сына Георгия Григорьевича Садильникова, участника Первой мировой войны и Ледяного похода, в эмиграции служившего в охране порядка в Русской роте вспомогательных агентов французской полиции концессии Шанхая. Икона являлась молитвенной реликвией этой роты.

Раритетными экспонатами фонда графики являются: эскиз Ф.И. Шаляпина декорации к опере Ж. Массне «Дон Кихот»; две работы Эрнста Неизвестного: Автопортрет (?). [США. 1980-е] «Смерть Свидригайлова»; знаменитый портрет А.С. Пушкина работы Юрия Анненкова [Франция. 1937]; работа Сержа Лифаря «Promethée» («Прометей»)[Франция], 1973. В составе музейного собрания находятся акварели А.Г. Гороховца (псевдоним: Goro), участника гражданской войны; портрет А.И.Солженицына работы Е.Е. Климова , созданный в Канаде через год после высылки писателя. Из архива Общества охранения русских культурных ценностей (ООРКЦ), основанного в Париже в 1945 году Д.П. Рябушинским, в фонд графики поступили семь карандашных портретов членов Парламентского Комитета в Париже.: В.И. Гурко, Б.Е. Иваницкого, П.М. Кауфман-Туркестанского, М.Л. Киндякова, Н.Н. Львова, Н.И. Тучкова, С.Н. Третьякова, сделанных на заседании Комитета в 1925 г.. Б. А. Энгельгардтом, известным военным и политическим деятелем.

Фонд графики представлен выдающимися работами художников отца и сына Арнштамов, Александра Мартыновича и Кирилла Александровича (1918), покинувших родину в 1921 году. Три графических портрета Шаляпина 1936 года, в том числе певец в роли Олоферна в опере А.Н. Серова «Юдифь» и в роли царя Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка», выполнены художником А. А. Яроном.

Творчество живописца, графика, скульптора и искусствоведа Кирилла Соколова, работавшего в Англии, представлено литографическими зарисовками участников Международного симпозиума по Вяч. Иванову в Гейдельберге (1989) С.С. Аверинцева, Д.В. Иванова, протоиерея Кирилла Фотиева. Скульптура представлена такими предметами как восковая посмертная маска Ф.И. Шаляпина (Франция, 1938); скульптурным портретом легендарного артиста балета Сержа Лифаря, выполненный в 1944 году французским скульптором Ф. Конье. бюстом общественного и политического деятеля России и Русского зарубежья кн. Г.Е. Львова (2003). Символами Дома русского зарубежья являются скульптурный портрет А.И. Солженицына работы болгарского монументалиста К. Новачева, а также памятник в бронзе «Философский пароход» скульптора Г.А. Шилиной, ставший с 2007 года эмблемой кинофестиваля «Русское Зарубежье».

Фотолетопись русского зарубежья в фондах ДРЗ насчитывает свыше 3 000 единиц хранения и бурно пополняется, включает альбомы, оригинальные фотографии, фотокопии, позитивы и негативы, стеклянные пластины.

Основу фотофонда ДРЗ составляют фотографии из частных коллекций, семейных архивов, архивов общественных организаций, относящихся к периоду конца ХIХ – нач. ХХI веков и отражающих тему русской эмиграции. Особую ценность представляют тематические комплекты фотографий: альбом «Штандарт» с любительскими фотографиями царской семьи с 1907 по 1910 годы; альбом «Практические работы подрывной команды 3-го запасного саперного батальона» (снимки сделаны в августе 1914-го под Смоленском); фотографии общества «Русских инвалидов войны» (Болгария, 1930–1931).

В фонде хранятся редкие (конца XIX в.) снимки Лейб-Гвардии гусарского полка Его Императорского Величества, фотографии и негативы периода Первой мировой войны, фотодокументы жизни в эмиграции Вел. Князя Гавриила Константиновича Романова; актеров русского зарубежья В. Греч и П. Павлова; семьи Веревкиных–Арцыбушевых; фотографии русского астрофизика В.В.Стратонова.

Фотоальбомы русского офицера и эмигранта А.Л. Маркова запечатлели его профессиональную деятельность, а также быт его семьи как в России до революции, так и в эмиграции в Египете и США. Большое количество фотоисточников отражают повседневную жизнь русских диаспор в разных уголках мира: Харбин, Шанхай, Каракакс, Сан-Франциско, Брисбен, Прага, Берлин и Париж. Уникальные снимки русского зарубежья – неоценимый источник в выставочной деятельности и исследовательской работе.

Наиболее разнообразным по материалам, технике, месту создания является собрание вещевых источников и предметов быта, сосредоточенное в ряде тематических коллекций и Декоративно-прикладном фонде (ДПФ).

Фонд включает музейные предметы одежды, тканей, наград, оружия, фалеристики и нумизматики, а также флаги, знамена, обмундирование, предметы техники и археологию. Так в ДПФ хранится фрагмент вязанного одеяльца Цесаревича Алексея ( [СПб. 1910-е]. Шерсть, крючок. 21,0х47,5). Одеяльце вязали его сестры-царевны крючком из белой и бежевой шерсти. Реликвия была подарена о. Николаю Успенскому Вел. княгиней Ксенией Александровной Романовой, перевезена в Австралию (гор. Брисбен), оттуда фрагмент одеяльца поступил в музейное собрание ДРЗ.

Мемориальная одежда представлена такими предметами как пальто и шапка писателя И.С. Шмелева; крестильная рубашечка и чепчик (по легенде вещи М. Г. Дроздовского); гимнастерка и шаровары от формы Оренбургского казачьего войска, принадлежавшие В. К. Мотовилову (Сан-Франциско, США).

С жизнью старообрядческой диаспоры связаны поступления из Аргентины и Уругвая. Это праздничная одежда старообрядцев: блузы, тканые кушаки, юбки, ажурный фартук (Уругвай , ХХ в.) От старообрядцев Уругвая в фонд поступили два полотна с вышивкой: одно с изображением тукана, сидящего на ветке на фоне зелени и неба.

Особую ценность представляют коллекции военных артефактов: знаки и награды, предметы обмундирования и армейского быта. В музейном собрании ДРЗ хранится также коллекция предметов археологии, представленная предметами архитектурно-декоративной керамики XVII – ХIХ века и другими находками на территории Гончарной слободы в Москве.

К особо ценным предметам относятся автографы членов царской семьи (Севастополь, 1916); четыре афиши к выступлениям Сержа Лифаря, оформленные известными французскими художниками Ж.Кокто, П.Коленом, T.Пиазом (Piaz) в конце 1920-х – середине 1930-х годов; программы и афиши концертов, посвященных 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина и 140-летию со дня его рождения. (Франция, 1937, 1949); афиши выступлений Веры Лихачевой (Вера Петровна Якоби, в замужестве Енгалычева) – примы-балерины Латвийской национальной оперы с 1930 по 1944 годы.

Карты и схемы представлены европейскими и восточными изданиями по различным территориям от Московии и Королевства Польского до Ирана и Китая и охватывают период с XVII по XX век: схемы глубин Черного моря (первая половина ХХ в.); издания парижского Национального географического института времени второй мировой войны (1941 – 1942 ); две политические карты частей мира (1940-е); карты различных древних царств, карты окраин России, изданные в Париже, Амстердаме, Италии; «Новейшая и точнейшая карта Московии» на латыни ( Novissima et accuratissima totius Russiae vulgo Muscoviae. Tabula a Iufto Danckerts. [Амстердам, XVII в.].

Коллекция «Редкая книга» содержит книжные редкости, в том числе: «Руслан и Людмила. Поэма Александра Сергеевича Пушкина». Рисунки С.В. Малютина. Москва: Издание А.И. Мамонтова. 1899; Альбом куфического письма (на арабском яз.) Стамбул, конец XIX – нач.XX в.), одно из первых изданий «Брюсова календаря» [1780], редкий сборник русских песен под. редакцией И. Прача (1811).