«Живопись и графика из собрания Андрея Львовича Сметанкина и Марии Васильевны Сметанкиной-Гудковой (Париж)»

  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00
Постоянная экспозиция

Проживающий в Париже сын русских эмигрантов первой волны, Андрей Львович Сметанкин (род. 1928) является давним другом и дарителем Дома русского зарубежья. Он и его супруга Мария Васильевна Сметанкина-Гудкова (1923–2011), будучи врачами, много лет собирали русскую живопись и графику. Их собрание картин, рисунков, гравюр и литографий насчитывает сотни произведений русских авторов разных эпох, в том числе художников «первого ряда».

Особое место в домашней галерее Сметанкиных принадлежало тем работам, которые рождались уже на чужбине, прежде всего, во Франции. В их числе произведения русских классиков Филиппа Малявина, Александра и Альберта Бенуа, весьма заметных в зарубежье художников Бориса Крылова, Сергея (Сержа) Иванова, известного писателя и портретиста, морского офицера Александра Гефтера, военного инженера и графика Николая Кураксина, художницы Веры Брук и других авторов. Именно эта категория работ из собрания Сметанкиных составляет дар Дому русского зарубежья и включает более 120 картин и рисунков.

Н.В. КУРАКСИН
Городской пейзаж
Середина ХХ в.
Картон, масло
Неизвестный художник
Альпийский пейзаж. Швейцария. Киппель
______
Картон (?), масло
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
Неизвестный художник
Старый монастырь ______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Неизвестный художник
Дорога в лесу
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Н.В. КУРАКСИН
Сельский пейзаж. По картине И. Левитана «Летний вечер» 1900
Середина ХХ в.
Холст на картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Сельский пейзаж.
______
1933(?)
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Конец октября
______
1950
Картон, масло
Надпись на обороте: «Maisse (S. et O) 1950 «Конец Октября». На даче h Maisse (S. et O) 26 октября 1950г. Первый заморозок».
Н.В. КУРАКСИН
Окрестности Месса
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Окрестности Месса
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Стога соломы
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Вознесенский монастырь на Елеонской горе
______
Иерусалим. 1952
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Дорога в поле
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Неизвестный художник («В.G.»)
Осенний пейзаж
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Неизвестный художник («В.G.»)
Осенний пейзаж
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Н.В. КУРАКСИН
Городской пейзаж
Середина ХХ в.
Картон, масло
Неизвестный художник
Альпийский пейзаж. Швейцария. Киппель
______
Картон (?), масло
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
Неизвестный художник
Старый монастырь ______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Неизвестный художник
Дорога в лесу
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Н.В. КУРАКСИН
Сельский пейзаж. По картине И. Левитана «Летний вечер» 1900
Середина ХХ в.
Холст на картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Сельский пейзаж.
______
1933(?)
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Конец октября
______
1950
Картон, масло
Надпись на обороте: «Maisse (S. et O) 1950 «Конец Октября». На даче h Maisse (S. et O) 26 октября 1950г. Первый заморозок».
Н.В. КУРАКСИН
Окрестности Месса
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Окрестности Месса
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Стога соломы
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Вознесенский монастырь на Елеонской горе
______
Иерусалим. 1952
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Дорога в поле
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Неизвестный художник («В.G.»)
Осенний пейзаж
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Неизвестный художник («В.G.»)
Осенний пейзаж
______
Середина ХХ в.
Холст, масло

Коллекция собиралась главным образом в 1970–1990-е годы. Часть ее приобретена на аукционах, часть получена по наследству или подарена некоторыми авторами (Н.В. Кураксин, Н.Л. Брук), с которыми Сметанкины состояли в тесных дружеских отношениях. Все эти работы практически неизвестны искусствоведам, тем более широкой публике. И хотя их ценность неравнозначна, они выразительно свидетельствуют и дают представление о художественном творчестве русских людей, оказавшихся на чужих берегах вдали от родной земли.

Н.В. КУРАКСИН
Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Иерусалим
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Архитектурный пейзаж. Франция
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Эскиз женского портрета
______
Конец 1940-х – 1950-е
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Портрет Н.Л. Брук
______
Конец 1920-х
Холст на картоне
Н.В. КУРАКСИН
Этюд мужской головы
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, сангина
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж с соснами
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, сангина
Н.В. КУРАКСИН
Окрестности Месса
______
1948–1957
Бумага, смешанная техника
Слева внизу подпись: «N. Kouraksine.
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж
______
1955
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
1953
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, сангина
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж с соснами
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Иерусалим
______
Середина ХХ в.
Бумага, с теснением
«D.L.& Cie. LAROCNE-JOUBERT & Cie.» смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж с соснами
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Иерусалим
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Архитектурный пейзаж. Франция
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Эскиз женского портрета
______
Конец 1940-х – 1950-е
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Портрет Н.Л. Брук
______
Конец 1920-х
Холст на картоне
Н.В. КУРАКСИН
Этюд мужской головы
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, сангина
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж с соснами
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, сангина
Н.В. КУРАКСИН
Окрестности Месса
______
1948–1957
Бумага, смешанная техника
Слева внизу подпись: «N. Kouraksine.
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж
______
1955
Картон, масло
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
1953
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Лесной пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, сангина
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж с соснами
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Вознесенский монастырь на Елеонской горе. Иерусалим
______
Середина ХХ в.
Бумага, с теснением
«D.L.& Cie. LAROCNE-JOUBERT & Cie.» смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
Н.В. КУРАКСИН
Пейзаж с соснами
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника

Бенуа Александр Николаевич

Художник график, живописец, театральный художник

Из семьи известных архитекторов Бенуа. Организатор и главный идеолог объединения «Мир искусства», создатель одноименного журнала. Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века». Реформатор русского театрально-декоративного искусства. В 1908-1911 годах заведовал художественной частью «Русских сезонов» С.П. Дягилевым; в 1912-1915 годах – Московского художественного театра; в 1919-1924 годах – Большого драматического театра в Петрограде. Успешно работал как книжный график. В 1916-1918 годах создал знаменитые иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». В 1918-1926 годах – старший хранитель и заведующий Картинной галереей Эрмитажа, член Комиссии по охране памятников искусства и старины (Петроград-Ленинград). Совершил много заграничных поездок, в 1896-1899 и 1905-1907 годах работал во Франции. В 1926 году Александр Бенуа не вернулся в СССР из заграничной поездки и обосновался в Париже. Ставил и оформлял спектакли в театрах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Монте-Карло, Копенгагена, Милана, Вены, Рима, Буэнос-Айриса, Мадрида, Сиднея. Сотрудничал с Идой Рубинштейн, М.М. Фокиным. Б.Ф. Нижинской, Дж. Баланчиным. Вел дневники и активную переписку, которые легли в основу ярких насыщенных подробностями мемуаров.

Бенуа Альберт Николаевич

(1852-1936) живописец, акварелист, архитектор

Крупнейший мастер акварельной живописи второй половины XIX — начала ХХ столетия, график, архитектор, пианист-импровизатор.

Академик, действительный член Императорской академии художеств.

Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и художника А. Н. Бенуа, дядя Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой.

Учился в Академии художеств на архитектурном отделении. Занимался акварелью у профессора Л.О. Премацци.

В 1883–1885 — отправлен в пенсионерскую поездку по Италии, Франции, Испании для совершенствования в технике акварели. В 1884 году за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика. По возвращении в Петербург преподавал акварель в Академии художеств. В 1880 стал одним из основателей Кружка русских акварелистов. В своем творчестве выступал продолжателем академических традиций.

В 1880–1890-е годы сопровождал семью Александра III во время летних круизов по России. Много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.

В 1895–1901 годах – хранитель Русского музея. С 1918 года заведовал Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности.

В 1920 году побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. Участвовал в художественных выставках 1919–1923 годов.

В 1924 эмигрировал, поселился в Париже. Был принят в члены Парижской академии художеств. В 1928–1931 провел четыре персональных выставки в галерее «Пти» и «Гиршман», однако добиться признания в европейской художественной среде не смог. Умер в пансионате для больных в предместье Парижа.

АЛЬБЕРТ БЕНУА
Берег моря в окрестностях Кассиса
______
Кассис. 1928
Бумага с тиснением, акварель
АЛЕКСАНДР БЕНУА
Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны
______
1936
Бумага, акварель
АЛЬБЕРТ БЕНУА
Берег моря в окрестностях Кассиса
______
Кассис. 1928
Бумага с тиснением, акварель
АЛЕКСАНДР БЕНУА
Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны
______
1936
Бумага, акварель

Крылов Борис Петрович

Учился в Москве у А.Н. Михайловского и А.С. Голубкиной. Работал заведующим плакатно-рекламным бюро «Юг» и «Мотто-Реклама» в Югославии. В 1920-х гг. переехал в Париж, где организовал группу художников-декораторов. Работал исполнителем декораций в театрах, занимался росписью кабаре и ресторанов Монмартра. Создал декорации к спектаклю «Эксцентричный балет» в театре-кабаре Canari и театре Nuit blanche, оформлял постановки Пражской труппы Московского художественного театра («На дне» М. Горького, «Вишневый сад» А. Чехова, «Село Степанчикова» Ф. Достоевского). В 1930-х годах вместе с художником О. Клейном организовал Салон картин и скульптуры. Экспонировался в салоне Независимых, участвовал в художественной выставке в галерее Soleil, многих групповых выставках – в Буэнос-Айрессе, Кембридже, Сан-Антонио. Провел рад персональных выставок в Париже. Основной темой работ были сцены сельской жизни в России.

Малявин Филлип Андреевич

(1869 - 1940)

Живописец, представитель русского модерна

Родился в Самарской губернии в крестьянской семье. С 1885 года был послушником в монастыре Св. Пантелеймона на Афоне, работал в иконописной мастерской. Скульптор В.А. Беклемишев, побывавший на Афоне в 1891 году, обратил внимание на его работы и уговорил переехать в Петербург. Учился в Академии художеств там вместе с такими художниками, как И.Э. Грабарь, К.А. Сомов, А.П. Остроумов. В 1899 году в качестве конкурсной работы написал картину «Смех», которая вызвала ожесточённый споры. Отвергнутая советом профессоров Академии художеств, эта работа в 1900 г. была удостоена золотой медали на всемирной выставке в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создаёт свои лучшие картины: «Баба в жёлтом», «Девка», «Две девки» и др. По окончании Академии Малявин поселился в деревне, в Рязанской губернии, где построил себе мастерскую. В 1920 году переехал в Москву. Был делегирован «Союзом русских художников» в Кремль, где рисовал с натуры В.И. Ленина. В 1922 году Малявин, командированный для устройства персональной выставки за границу, обосновался в Париже. В 1930-х гг. неоднократно организовывал собственные выставки в разных европейских странах. Из Парижа переселился в Ниццу. Оказавшись в 1940 г. в Брюсселе во время оккупации немцами Бельгии, Малявин, не знавший иностранных языков, был арестован по подозрению в шпионаже. Выпущенный вскоре на свободу, художник с трудом пешком добрался до Ниццы, где и скончался 23 декабря 1940 года.

Ф.А. МАЛЯВИН
Девушка с коромыслом
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Ф.А. МАЛЯВИН
Няня
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Б.П. КРЫЛОВ
Песня
______
1940-е
Холст, масло
А.А. ГЕФТ
Цыганка в зелёной шали
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
А.А. ГЕФТ
Портрет Н.Л. Брук
______
Париж. 1955
Бумага, пастель, смешанная техника
Б. ИГНАТЬЕВ
Половодье в весеннем лесу
______
1924
Холст, масло
В. ГУСЕВ (W. GOUSSE)
Весенний пейзаж
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
Неизвестный художник

Дорога в лесу
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Неизвестный художник («В.G.»)
Извозчик на Красной площади
______
1947(?)
Бумага, смешанная техника
Неизвестный художник
Южный пейзаж
______
Середина ХХ в.
Фанера(?), масло
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
А.А. ГЕФТЕР
Христос в терновом венце
______
Середина ХХ в.
Картон, гуашь
Неизвестный художник («С.Т.»)
Медный всадник
______
1951
Бумага бежевая, акварель, смешанная техника
Белоусов
Женский портрет
______
Середина ХХ в.
Бумага, фотопечать, раскраска пастель (?)
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
Ф.А. МАЛЯВИН
Девушка с коромыслом
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Ф.А. МАЛЯВИН
Няня
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Б.П. КРЫЛОВ
Песня
______
1940-е
Холст, масло
А.А. ГЕФТ
Цыганка в зелёной шали
______
Середина ХХ в.
Бумага, смешанная техника
А.А. ГЕФТ
Портрет Н.Л. Брук
______
Париж. 1955
Бумага, пастель, смешанная техника
Б. ИГНАТЬЕВ
Половодье в весеннем лесу
______
1924
Холст, масло
В. ГУСЕВ (W. GOUSSE)
Весенний пейзаж
______
Середина ХХ в.
Картон, масло
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
Неизвестный художник

Дорога в лесу
______
Середина ХХ в.
Холст, масло
Неизвестный художник («В.G.»)
Извозчик на Красной площади
______
1947(?)
Бумага, смешанная техника
Неизвестный художник
Южный пейзаж
______
Середина ХХ в.
Фанера(?), масло
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.
А.А. ГЕФТЕР
Христос в терновом венце
______
Середина ХХ в.
Картон, гуашь
Неизвестный художник («С.Т.»)
Медный всадник
______
1951
Бумага бежевая, акварель, смешанная техника
Белоусов
Женский портрет
______
Середина ХХ в.
Бумага, фотопечать, раскраска пастель (?)
Находился в интерьере приюта Рианваль, созданном для детей русской эмиграции в швейцарском Лейзене.

Гефтер Александр Александрович

(1885–1956)

Художник и писатель, морской офицер.

Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Брал уроки живописи. Окончил экстерном курсы гардемарин флота. Участвовал в Первой мировой войне, затем в белогвардейском движении. Через Финляндию и Данию эмигрировал во Францию. Зарабатывал на жизнь живописью. Писал романы о море и флоте. В 1946 году был избран в правление Объединения русских писателей во Франции. Участник художественных салонов в Париже.

Это не первый дар Сметанкиных Дому русского зарубежья. Ранее от них поступили богатые коллекции открыток (около полутора тысяч штук), интересные архивные материалы, фотографии, редкие издания, музейные предметы. Совсем недавно А.Л. Сметанкин, которого всегда отличало стремление к сохранению культурно-исторического наследия русской эмиграции, также передал исключительно содержательный семейный архив М.И. Толстого. Еще одной формой сотрудничества с Домом русского зарубежья явилась совместная работа над изданием книги М.В. Сметанкиной-Гудковой «Мать Нонна. Сестра милосердия Российского Красного Креста Лидия Савельевна Волкова», вышедшей в 2009 году.

И вот — очередной и бесценный вклад в дарохранительницу памяти о судьбах, истории и культуре русского зарубежья, убедительный пример щедрости и бескорыстия, основанных на любви русского человека к своей исторической родине. Замечательная коллекция живописи и графикииз собрания Андрея Львовича Сметанкина и Марии Васильевны Сметанкиной-Гудковой будет постоянно доступна ценителям и любителям русского искусства в специальном выставочном зале Дома русского зарубежья.