145 лет со дня рождения С.Т.Коненкова

Сергей Тимофеевич Коненков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в селе Караковичи Смоленской губернии в крестьянской семье, которая после войны 1812 года откупилась из крепостной зависимости.

Сергей Коненков — крестьянский сын — получил образование в классической гимназии, а с 1892 по 1899 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.И.Иванова и С.М.Васнухина. Талант Коненкова был отмечен с первых лет обучения, и в 1897 году вместе с скульптором К.А.Клодтом он был направлен «за счет процентов с премии С.М.Третьякова» на обучение в Германию, Францию, Италию. В качестве отчета о командировке выполнил статую «Камнебоец». Продолжил образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В.А.Беклемишева. В 1902 году за дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» получил звание скульптора. Но эта работа Коненкова вызвала неожиданную реакцию у чиновников Академии, которые приказали ее уничтожить из-за слишком революционного звучания. Блюстители нравов самодержавия уловили настроение молодого скульптора, и, пожалуй, таким решением укрепили его бунтарские настроения. Через несколько лет Коненков принял участие в Декабрьском восстания 1905 года в Москве. В 1906 году создал цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).

Коненков работает и как профессиональный скульптор, выполняя заказы: оформляет кафе Филиппова на Тверской, создает барельеф «Пиршество». А его заветной темой становится обращение к славянскому язычеству. В 1907 году он демонстрирует свою «Лесную серию», мастерски обрабатывая дерево, словно возрождает славянских языческих богов. Но в его деревянной скульптуре сочетается архаика и приемы модернистского искусства.

В 1909 году Коненкова принимают в члены Союза русских художников. Новые художественные впечатления во время путешествий по Греции и Египту обогащают мастерство скульптора.

1916 год — особо значим в творчестве Коненкова. Он избран в действительные члены Императорской академии художеств, организует первую персональную выставку в своей мастерской на Пресне, проводит несколько персональных выставок.

Революцию 1917 года Коненков встречает с надеждой на обновление, принимает участие в реализации плана Монументальной пропаганды. Но чиновников от новой власти тоже настораживает экспрессивный, модернистский стиль Коненкова. Правда, это не повлияло на творчество скульптора.

В 1917 году он вошел в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников искусств и старины, в Коллегию художников театра и Комиссию «Красоты Москвы», организовал Московский профессиональный союз скульпторов-художников и стал его председателем. С 1918 по 1922 год преподавал во ВХУТЕМАСе и студии Пролеткульта в Москве. В 1919 году создал доску «Павшим за мир и братство народов» для Сенатской башни Московского Кремля и композицию «Степан Разин со своей дружиной» для Красной площади (все работы из дерева, в настоящее время хранятся в Государственном Русском музее). Коненков продолжил и работу над «Лесной серией», используя приемы народной резьбы по дереву. До сих пор они ценятся как непревзойденные по оригинальности стиля — сочетанию традиционных и новаторских приемов. Это, например, «Стрибог» «Нищая братия», «Вещая старушка», прообразом которой послужила пинежская сказительница былин М.Д.Кривополенова. Параллельно Коненков работал и над «греческим циклом» («Юноша», «Горус») и первым создал в деревянной скульптуре обнаженную натуру: «Крылатая», «Жар-птица», «Кариатида». Эти работы Коненкова закрепили за ним титул «русского Родена». Кроме того, скульптор выполняет и соцзаказы — создает для Всероссийской сельскохозяйственной выставки деревянные статуи: «Рабочий», «Крестьянка», «Текстильщица» и другие.

Особой вехой в судьбе Коненкова стала женитьбы на Маргарите Ивановне Воронцовой. В настоящее время роль этой женщины в проекте установления связи с физиком А.Эйншейном стала достоянием гласности. Она была агентом советских спецслужб, о чем писал в своих мемуарах «Разведка и Кремль» бывший начальник Четвертого управления НКВД-НКГБ генерал-лейтенант П.Судоплатов.

В конце 1923 года, через год после женитьбы, Коненков вместе с женой по предложению А.В.Луначарского едет на несколько месяцев за границу — сначала в Ригу, потом в США для участия в выставке русского и советского искусства. Но командировка затянулась. Сергей Тимофеевич жил и работал за рубежом 22 года, главным образом в Нью-Йорке. Но посещал Италию, провел свою персональную выставку в Риме. Встречался с М.Горьким и по его совету создал галерею портретов деятелей искусства и науки — Довженко, Павлова, Шаляпина. А в Америке Коненков не только устраивает выставки своих известных работ, но и работает над библейской темой — создает рисунки на тему Апокалипсиса, деяний Христа и апостолов.

В 1935 году по заказу Принстонского университета Коненков начинает работать над бюстом великого ученого А.Эйнштейна. Чета Коненковых входит в круг общения известных физиков. Маргарита уделяет особое внимание Эйнштейну, а через него знакомится с «отцом» американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером и другими учеными-ядерщиками. Эйнштейн знал о ее работе на русские спецслужбы, но считал Советскую Россию главным противовесом гитлеровской Германии. И хотя сам он не принимал участия в создании атомной бомбы, через его коллег Маргарита узнавала о существовании таких планов и этапах их реализации.

Во время Второй мировой войны в Америке было создано Общество помощи России. Сергей Коненков был избран членом Центрального совета, а Маргарита стала его руководящим секретарем. Активную работу в Обществе вели Сергей Рахманинов, Михаил Чехов и многие другие известные русские эмигранты. Содействовали работе Общества также влиятельные политики и бизнесмены США. Благодаря знакомству и общению Маргариты Коненковой с женой президента Америки Элеонорой Рузвельт, помощь Общества советской России во время войны не прерывалась. Роль Коненковых в победе СССР над фашизмом была оценена советским правительством.

По личному приказанию И.В.Сталина в 1945 году на пароходе «Смольный» семья Коненковых и все работы скульптора были перевезены на родину. Среди этого зарубежного наследия Коненкова были и выполненные им по фотографиям скульптурные портреты К.Рокоссовского, И.Конева, Р.Малиновского, Г.Жукова.

Сергей Тимофеевич получил мастерскую на ул. Горького в Москве, в которой он жил и работал и которая стала своеобразным выставочным залом еще при жизни скульптора. Сюда приходили художники и любители искусства, зарубежные гости и московские школьники. Экскурсии вел сам Коненков, который приобрел настоящий былинным облик — это был старец с седой бородой, объяснявший посетителям секреты древнерусского искусства, суть деревянной скульптуры.

Коненков был и автором скульптурных портретов К.Циолковского, И.Тургенева, В.Маяковского, Н.Зелинского, памятников А.Пушкину, Л.Толстому, В.Сурикову, надгробия М.Пришвину.

Сергей Тимофеевич прожил 97 лет. Он умер 9 декабря 1971 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле Коненкова — рукотворный памятник скульптора — его знаменитый автопортрет.

Тамара Приходько