140 лет со дня рождения Е.А.Киселевой

27 октября 2018 года — 140 лет со дня рождения художника Елены Андреевны Киселевой (в первом браке: Перевертанная-Черная, во втором браке: Киселева-Билимович; 27(15).10.1878, Воронеж, Россия – 08.07.1974, Белград, Югославия). Первые частные уроки рисования получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Училась в Воронежской рисовальной школе, в Мариинской женской гимназии, на математическом факультете Высших женских Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге. Там же окончила Академию художеств в 1907 году. Ученица И.Е.Репина. Получила звание художника и заграничное пансионерство (первая из женщин) за картину «Троицын день» (1907).  Жила в Париже, посещала академию Р.Жюльена (1908–1910); в 1911 году путешествовала по Италии. Участвовала в выставках в Санкт-Петербурге, Москве, экспонировалась на международных выставках в Мюнхене (1909), Риме (1911) и других городах. В 1910 году первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. Лучшим периодом в ее творчестве считаются 1910-е годы, когда она писала портреты, соединяя традицию русской реалистической школы с приемами постимпрессионизма.

В 1920 году эмигрировала в Королевство СХС, где ее муж, известный ученый-математик А.Д.Билимович, получил профессорскую должность в Белградском университете и академическое кресло. С 1926 года гражданка Королевства.

Признавалась в своих воспоминаниях: «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин». В 1920–1930-е годы писала, но реже: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, “открыто”, но никто не интересовался художницей Киселевой».

В эти годы она не ограничивалась только портретами (портрет П.Б.Струве), писала также городские и сельские пейзажи, декоративные панно, иконы. Участвовала в выставках в Белграде: Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), Большой выставке русского искусства (1930), Русского художественного общества (1933) и в ретроспективной выставке русской живописи в Праге (1935).

В 1942 году единственный сын Елены Андреевны Арсений и его жена были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Нарисовав «Портрет сына на смертном одре», навсегда оставила живопись. Она держала рисунок у себя в комнате. Его сожгли по завещанию Елены Андреевны после ее кончины, во время кремации.

В 1969 году в Воронеже состоялась выставка, посвященная 90-летию со дня ее рождения. Она намеревалась передать все свои работы в Воронежский музей изобразительных искусств, но сразу осуществить это не удалось. Позднее музей приобрел ряд ее картин из частных собраний и получил несколько работ в дар от автора.

В 1970 году она похоронила мужа, Антона Дмитриевича Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду.

В 1974 году, к 95-летию со дня рождения художницы, в Воронежском музее был организован отдельный зал, где экспонируется и сейчас более тридцати ее произведений. Представлена также в ГРМ, НИМ РАХ, в собрании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге. В 2017 году в Музее русского импрессионизма проходила выставка ее работ «Элегантный век»

В.Р. Зубова