100 лет со дня рождения А. А. Галича

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия — Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославле — поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель песен, которые сам называл самодеятельными. «Галич» — литературный псевдоним, образованный от букв фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»). Отец Александра Аркадьевича был экономистом, мама — сотрудницей консерватории. Интерес к литературе в семье — главным образом, от дяди, Льва Самойловича Гинзбурга, литературоведа. Может быть, и еще одно обстоятельство повлияло на формирование литературного таланта Галича. В 1920 году семья переехала в Севастополь, а еще через три года — в Москву и поселилась в Кривоколенном переулке, в сохранившемся до наших дней доме Дмитрия Веневитинова (здесь в 1826 году Пушкин впервые читал друзьям трагедию «Борис Годунов»).

Галич рано начал писать, первое его опубликованное стихотворение «Мир в рупоре» было напечатано в «Пионерской правде» в 1932 году. После девятого класса Александр в течение трех лет учился в Литературном институте и параллельно в Оперно-драматической студии Станиславского, а в 1939 году перешел в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Одаренный юноша сразу вошел в авторский коллектив, работавший над пьесой «Город на заре». Этим спектаклем в 1940 году вместе со студией дебютировал и Галич — как драматург, как автор песен и как исполнитель роли комсорга стройки Борщаговского.

Начало войны прервало работу студии. Галич ушел в армию, но вскоре из-за врожденного порока сердца был комиссован и устроился в геологоразведочную партию, с которой отправился на юг. Но судьба снова привела его на сцену — в Драматический театр города Грозного, где он проработал до декабря 1941 года, а потом переехал в Ташкент, где Арбузов снова собрал своих бывших студийцев. Работа в этом коллективе помогла Галичу стать профессиональным драматургом. Не многие знают, что он автор почти 20 пьес, среди которых «Вас вызывает Таймыр», «Пути, которые мы выбираем», «Много ли человеку надо», «Матросская тишина». Более известны фильмы «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», снятые по сценариям Галича такими режиссерами, как С.Ростоцкий, Э.Рязанов. Но в рецензиях и хвалебных статьях об этих кинолентах имя Галича часто — на заднем плане или вообще не упоминается.

Резкий перелом в благополучной творческой судьбе Галича происходит после неприятия его пьесы «Матросская тишина», которую он написал в 1958 году для открывающегося театра «Современник». Шли репетиции, и спектакль был готов, но его запретили к показу. Чиновники объявили причину — автор неправильно представил роль евреев в Великой Отечественной войне. Об этом Александр Аркадьевич впоследствии напишет в автобиографической повести «Генеральная репетиция». Не спасает Галича даже грамота КГБ СССР, которой он был награжден в 1964 году за сценарий фильма «Государственный преступник».

Дело осложнилось и тем, что в конце 1950-х годов Галич начал активно выступать как автор и исполнитель песен критической, злободневной направленности. Они, естественно, вызывают в официальных кругах неприятие, хотя интонационно близки к романсу, декламационной традиции, идущей от Вертинского, и рассчитаны на исполнение скорее в небольшой интеллигентной компании, чем в концертном зале: «Разговор в вагоне-ресторане», «Петербургский романс», «Еще раз о черте, или подражание Фаусту». Но темы предательства, молчаливого согласия с социальной несправедливостью, упоминание на излете оттепели о Магадане и Караганде, о поколении обреченных, — все это производит сильное впечатление. А многие слова из его песен, как крылатые выражения, цитируются в самых разных слоях общества. Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи, Вот как просто попасть в палачи — Промолчи, промолчи, промолчи.

В 1971 году Галича исключают из Союза писателей СССР, через год — из Союза кинематографистов. На работу никуда не принимают, профессиональному драматургу приходилось даже подрабатывать, исправляя чужие сценарии. А в то время он помогал дочери от первого брака, внебрачному сыну и содержал вторую семью. Один инфаркт следует за другим. После третьего Галичу дают пенсию 54 рубля по инвалидности и угрожают высылкой из СССР. Но Галич верен себе, верен тому, что написал: «Неисповедимы дороги зла, но не надо, люди, бояться». Все-таки в 1974 году приходится эмигрировать сначала в Норвегию, потом в Мюнхен. В СССР выходит постановление о запрещении всех изданных его произведений. Но творчество Галича продолжается. Это и работа на радиостанции «Свобода», и продолжение литературной деятельности — в 1974 году он завершает работу над книгой воспоминаний «Генеральная репетиция», выпускает сборник стихов и песен «Когда я вернусь» (полное собрание вышло посмертно в 1981 году).

А кроме того — участвует в Народно-трудовом союзе российских солидаристов (НТС). Галич общается с известными деятелями эмиграции того времени — редактором журнала «Континент» Владимиром Максимовым, художником Михаилом Шемякиным, с теми друзьями, которые приезжают из СССР на гастроли или в командировки. По воспоминаниям современников, в то время он выступал с критическими текстами не только против СССР, но и против западных нравов. Было у Галича и несколько записей для телевидения, которые шли в эфир в переводе с подстрочником. Исполнял он и ту песню, с которой покидал родину — «Когда я вернусь».

К сожалению, этому не суждено было сбыться. 15 декабря 1977 года Галич погиб у себя в парижской квартире от удара током. По свидетельству жены, он пытался самостоятельно подключить стереосистему «Грюндиг». М.Шемякин рассказывал о том, что они вместе с Галичем хотели сделать пластинку на аппаратуре, которую надо было установить у него дома, а он по ошибке воткнул какой-то провод не в ту розетку. Кто-то говорит о вмешательстве КГБ, другие видят в гибели Галича след ЦРУ, а некоторые намекают даже на самоубийство. Но в год столетия со дня рождения Александра Аркадьевича Галича важнее говорить о значении его творчества, которое, конечно же, меняло сознание наших сограждан в самые глухие, застойные годы, не потеряло актуальности и сегодня и адресовано будущему.

Галича высоко ценили современники. На следующий день после его кончины Театр на Таганке и «Современник» в антрактах провели в Москве митинги его памяти. В Театре сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер. К столетию Галича передачи о нем идут на радиостанциях, а 19 октября запланированы на нескольких каналах телевидения. И до сих пор пророчески звучат слова, начертанные на его памятнике на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа: «Блажени изгнани правды ради».

Тамара Приходько