130 лет со дня рождения А.И.Лабинского

6 марта 2024 года — 130 лет со дня рождения Александра Ивановича Лабинского (06.03(22.02).1894, Одесса Херсонской губернии, Российская империя — 09.07.1963, Париж, Франция), профессора, пианиста, дирижера, композитора, деятеля культуры. Из музыкальной семьи Ивана Васильевича и его жены Дарьи Петровны Лабинских. Окончил реальное училище в Одессе и дополнительное реальное отделение приюта принца П.Г.Ольденбургского в Петербурге, принявшего новые правила обучения, которые приравняли его к учебным заведениям Министерства народного просвещения России и, таким образом, дали возможность выпускникам приюта продолжать учебу в вузах.

Александр подал прошение в 1911 году о его зачислении в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки и по классу теории и композиции. В 1912 году он стал ее студентом по классу теории и композиции, учился у Я.Витоля, блестящего педагога, развивавшего основные принципы Н.А.Римского-Корсакова — профессионализм, гармоничность мировосприятия, внутреннюю уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство меры, ясность музыкального мышления и любовь к народному творчеству. Его учениками в свое время были Н.Мясковский, С.Прокофьев, В.Щербачев, В.Беляев и др. Дирижированию же Александр Иванович обучался у таких маститых музыкантов, как Н.Н.Черепнин и Э.А.Купер (1914–1918). Еще во время учебы Лабинский как аккомпаниатор примы-балерины Мариинского театра Ольги Преображенской объездил с концертами почти всю Россию (1917). После окончания консерватории, с 1920 года работал хормейстером Петроградского государственного академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского театра) и одновременно руководил хоровым классом в альма-матер (1919–1921).

В 1921 году Александр Иванович Лабинский эмигрировал в Берлин, где продолжал гастролировать с Ольгой Осиповной (Иосифовной) Преображенской, теперь уже по Европе. Сначала они давали довольно успешно концерты в Латвии, Эстонии и Польше, потом в Норвегии. В Берлине же создали новую программу «Карусели», балетными постановками которой занималась Ольга Осиповна, а музыкальной частью заведовал Александр Иванович. 26 октября 1923 года Преображенская с бабушкой и с семьей Гржебиных в сопровождении Лабинского покинули Берлин и через Кельн прибыли в Париж.

Если Прагу называли в это время «Русским Оксфордом», центром, собиравшим многих русских ученых, то Русским музыкальным центром, без всякого сомнения, был Париж. Чем же он примечателен? «…Париж примечателен тем, — отмечал А.Н.Черепнин, — что художник или композитор, приходящий сюда из любой страны, не нивелируется, а, наоборот, нередко укрепляется в чем-то главном, эстетически связывающем с его родиной. Да, парижский художественный климат помогал думать на своем языке, поощрял стремление к самобытности, национальному своеобразию» (Цит. по: Корабельникова Л.З. Музыкальная культура русской эмиграции «первой волны» // Русское зарубежье. 2011. № 1. С. 157).

Свою музыкальную деятельность в Париже, которая продолжалась 40 лет, до конца его жизни, Александр Иванович начал в качестве пианиста-солиста и аккомпаниатора. В 1925 году он сотрудник музыкальной части театра «Кривое зеркало», организованного Н.Н.Евреиновым по образу и подобию петербургского. В 1926 году участвовал в открытии Русского клуба. Работал Лабинский и с певцами, к примеру, с Григорием Евгеньевичем Гришиным, солистом Русской оперы А.А.Церетели и с Георгием Михайловичем Поземковским, любимцем публики, имевшим яркую сценическую внешность и сильный красивый голос (лирический тенор) и часто певшим в спектаклях с Ф.Шаляпиным. На концертах Гришин и Поземковский под аккомпанемент Лабинского исполняли, в основном, романсы и сцены из опер известных русских композиторов: Мусорского, Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Выступали также на благотворительных вечерах, организованных Союзом галлиполийцев, Союзом русских писателей и журналистов, отделами Русского студенческого христианского движения (РСХД) и др. Лабинский часто давал и сольные концерты.

В Париже раскрылся и талант Лабинского-дирижера. В этом качестве Александр Иванович работал с разными оркестрами, имевшими мировую славу, будь это симфонический Оркестр Вальтера Страрама (Les Concerts Straram) или старейший Оркестр Жюля Паделу (Orchestre des Concerts Pasdeloup). Правда, оба оркестра просуществовали недолго, первый прекратил свое существование в 1939 году, а второй — еще раньше, в 1933 году. Зато оркестр Ламурё (Orchestre Lamoureux), основанный в 1881 году скрипачом и дирижером Шарлем Ламурё (поначалу именовавшийся «Новые концерты», а нынешнее название получивший после того, как маэстро передал его своему зятю Камилю Шевийяру), жив до сих пор.

Женился Александр Иванович на Ираиде Александровне, урожденной Кашиной, свояченице театрального режиссера Н.Н.Евреинова.

В 1927–1935 годах Лабинский — дирижер и хормейстер Русской оперы (при дирекциях М.Н.Кузнецовой-Массне, А.А.Церетели и В. де Базиля, М.Э.Кашука). Дирижировал он и балетными спектаклями с участием А.Павловой, Т.Карсавиной, С.Лифаря, «Русского балета Л.Войцеховского» (1927–1940). Участвовал в Днях русской культуры как пианист и дирижер в 1930-е и 1950-е годы. В 1939 году входил в инициативную группу по созданию Объединения русских театральных и кинематографических деятелей.

Как педагог Лабинский вступил на трудовую стезю в 1934 году в Русской консерватории в Париже преподавателем, затем стал руководителем оперного класса, профессором. С назначением композитора и общественно-музыкального деятеля Владимира Ивановича Поля директором консерватории, был его заместителем с 1947 года.

Александр Иванович входил также в состав Административного совета Русского музыкального общества за границей (РМОЗ), первым президентом которого был А.Коновалов (бывший министр), вице-президентом — композитор и дирижер Ю.Померанцев. Административный совет возглавляла (недолгое время, вплоть до своей смерти) принцесса Елена Георгиевна Альтенбургская, стоявшая во главе совета и в дореволюционном Императорском Русском музыкальном обществе. Устав зарубежного Общества отражал специфические условия жизни русских на чужой земле. Была определена и цель его создания: объединить русских музыкантов и любителей музыки, находящихся за границей, для улучшения моральных, правовых и материальных условий их жизни, развивать среди них дух солидарности, укреплять и поддерживать вне России русскую музыкальную традицию и культуру. Для этого РМОЗ устраивало концерты, спектакли, собрания, лекции, открывало музыкальные библиотеки, вело издательскую деятельность, организовывало конкурсы... Русская консерватория, получившая имя С.Рахманинова, со временем вошла в ведение РМОЗ. Состав ее преподавателей, особенно ранний, поражал именами. Изучение сохранившихся программ по классам отдельных инструментов, инструментального ансамбля, элементарной теории, гармонии, энциклопедии (такой предмет был в Московской консерватории до революции), оперного и хорового классов, ритмики, истории музыки и эстетики следовало традициям русских консерваторий. Даже учебники были те же.

Продолжая свою деятельность в РМОЗ, Лабинский в 1950-х годах организовывал концерты для пансионеров Русских домов в предместьях Парижа и даже в других городах страны и сам в них участвовал. Он считается одним из наиболее известных и авторитетных русских музыкантов во Франции, о чем свидетельствует писатель Б.К.Зайцев: «Ныне Консерватории исполнилось 25 лет. Годы идут. Сменяются устроители и хозяева, дух же художнический все тот же, дух мирной артистической культуры под зелеными тополями Сены. 11 февраля устраивается юбилейный концерт-спектакль. Будут выступать начинающие и зрелые. Юные, еще ждущие известности, и уже ее получившие. Ученики и профессора. Имена учеников позже узнаем. Имена Давыдовой, Греч, Карандаковой, Дольницкого, Лабинского, Поземковского, Баклановой, Лушниковой, Агрова — уже говорят громко» (Зайцев Б.К. Концерт консерватории // Зайцев Б.К. Отблески Вечного. Неизвестные рассказы, эссе, воспоминания, интервью / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. А.М.Любомудрова. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2018. С. 533).

Как композитор Александр Иванович сочинял музыку на протяжении всей своей жизни, прославился же он духовными сочинениями (опубликованы в «Нотном сборнике православного русского церковного пения» (Том 1. Божественная литургия. Лондон, 1962): «Херувимская песнь» на напев «Во всю землю», «Тебе поем», «Вскую мя отринул еси» и «Молитву пролию ко Господу». Одно песнопение, «Ныне отпущаеши» (для трехголосного мужского хора), опубликовано во втором томе того же сборника — «Всенощное бдение» (Лондон, 1972)). Чаще всего их исполнял знаменитый болгарский бас Борис Христов еще при жизни композитора.

Скончался Александр Иванович Лабинский 9 июля 1963 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В Москве в РГАЛИ (фонд 2678) хранятся рукописи-ноты А.И.Лабинского: соната, вальсы, мазурки и другие пьесы для фортепиано (1911–1958); романсы и хоровые произведения на слова Ю.К.Балтрушайтиса, К.Д.Бальмонта, А.А.Голенищева-Кутузова, А.С.Пушкина, И.Северянина и др. (1912–1958); обработки народных песен для хора (1940–1950-е); произведения для симфонического оркестра (1922–1951). Всего 104 рукописи.

Также там хранятся несколько его писем и те, которые он получал, материалы к его биографии, фото, индивидуальные и групповые, рукопись И.А.Лабинской «Мои воспоминания последних месяцев жизни В.И.Поля».

Источники:

Лабинский Александр Иванович // Российское зарубежье во Франции, 1919–2000: Биографический словарь. В 4 т. / Под общ. ред. Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. Москва: Наука ; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008–2012.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок