65 лет со дня кончины И.А.Добровейна

9 декабря 2018 года — 65 лет со дня кончины Исая Александровича Добровейна (27(15).02.1891, Нижний Новгород, Россия – 09.12.1953, Осло, Норвегия), пианиста, дирижера, композитора. Из семьи музыканта. Отец, Александр Осипович Барабейчик, играл в оркестре. Мальчика в возрасте шести лет усыновил и дал свою фамилию его дед, отчим матери, Израиль Добровель. Через некоторое время юноша изменил фамилию и стал Добровейном. Фортепиано начал заниматься с шести лет в классах местного отделения Русского музыкального общества и, вскоре, уже играл в открытых концертах. В 1909 году он поступил в Московскую консерваторию, в класс профессора К.Н.Игумнова (фортепиано), композицию преподавал ему С.И.Танеев. Учился он блестяще, быстро завоевав всеобщее признание. Одно из его значительных выступлений — участие в юбилейном вечере в честь 50-летия Московского отделения Русского музыкального общества, где 15-летний Добровейн играл Второй концерт С.В.Рахманинова с оркестром в присутствии автора. Газеты писали тогда: «Среди выступивших пианистов первое место можно, безусловно, отдать г. Добровейну. Этот весьма талантливый юноша… обнаружил солидную технику, благородный стиль и достаточный темперамент. Видна была недюжинная музыкальность...» (Голос Москвы. 1910. 27 ноября).

Окончив Московскую консерваторию в 1911 году, он некоторое время учился за границей, в Вене, у Л.Годовского. Много концертировал как пианист. С 1917 года — профессор Московского филармонического училища по классу фортепиано. Дружил с М.Горьким, Ф.Нансеном. Общеизвестно, в частности, что именно Добровейн играл для В.И.Ленина его любимую сонату Л. ван Бетховена «Аппассионата» на квартире Екатерины Пешковой, бывшей жены М.Горького.

Как дирижер Добровейн дебютировал в 1918 году в театральной студии Ф.Ф.Комиссаржевского, стремившегося к созданию нового «синтетического» театра, в котором соединялись бы все виды творчества: драматическое и певческое искусство, исполнительское мастерство, танец и декорации. С 1921 года Исай Александрович был приглашен дирижером в Большой театр в Москве. Весной 1922 года контракт с Большим театром прервался, Добровейн уехал на несколько месяцев в Германию, нетерпеливо ожидая, что его позовут обратно в Москву, но не позвали и договор не продлили. С тех пор он жил за рубежом, первоначально обосновавшись в Германии, где работал над немецкой премьерой оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» в Дрезденском оперном театре. В том же году дирижировал этой же оперой и в Цюрихе: «Размеренная жизнь театра была нарушена в мае 1923 года, когда здесь появился высокий кудрявый человек, неразговорчивый и нервный. Пренебрегая устоявшимися традициями, он приходил на час-полтора раньше всех, что-то горячо доказывал на ломаном немецком языке не привыкшему к суете вахтеру, торопил служащих, но моментально успокаивался, едва попадал в репетиционное помещение. Там он буквально бросался к роялю и начинал играть сам для себя необычную музыку, сверяясь по толстому фолианту и напевая…» Состоявшиеся в Цюрихе 26 и 28 июня 1923 года первые представления оперы закончились полным триумфом маэстро. С того времени он часто приезжал в Швейцарию, и его выступления пользовались все тем же неизменным успехом. В прессе писали: «...Бесконечно действует у Добровейна сила его дирижерского колдовства... Есть только одно слово, которым это можно выразить, слово, которое мы обычно неохотно употребляем, но которое здесь уместно — гениальность» (Оберланд. 1946. 22 июля).

И.А.Добровейн объездил весь мир. Он дирижировал в театрах и концертных залах Рима, Венеции, Будапешта, Стокгольма, Софии, Осло, Хельсинки, Нью-Йорка, Сан-Франциско и десятков других городов. Повсюду его знали и ценили, прежде всего, как горячего пропагандиста и превосходного интерпретатора русской музыки. В 1924 году он — 1-й дирижер Большой народной оперы в Берлине и руководитель Дрезденских филармонических концертов. В 1927–1928 годах — музыкальный директор Государственной оперы в Софии. В 1929 году получил гражданство Норвегии. Руководил Филармоническим оркестром Осло (1928–1931). В 1930 году — главный дирижер «Музеумсконцерта» во Франкфурте-на-Майне. С 1930-х годов он некоторое время работал в Америке (два сезона руководил симфоническим оркестром в Сан-Франциско, выступал со многими оркестрами, в том числе Миннеаполиса, Нью-Йорка, Филадельфии), но не сумел прижиться в мире музыкального бизнеса и при первой же возможности вернулся в Европу.

Гастролировал как дирижер в различных странах Европы: в Италии, Венгрии, Швеции (в 1941–1945 годах руководил Королевской оперой в Стокгольме). В 1948 году А.Тосканини пригласил Добровейна в миланский театр «Ла Скала», где за три года им были поставлены в сотрудничестве с художником Н.А.Бенуа 7 опер и несколько балетов выдающихся русских композиторов (оперы — «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», балет «Жар-птица», симфоническая сюита «Шехеразада» и другие произведения). Он был убежден, что «необходимо воспитать дирижера и режиссера в одном и том же лице, и только при такой единоличной диктатуре возможно цельное и законченное оперное представление».

Последнее десятилетие Добровейн в основном жил в Швеции, возглавлял театр и оркестр в Гётеборге, выступал в Стокгольме и других городах Скандинавии. В эти годы им сделаны многочисленные записи на пластинки произведений русской музыки (в том числе концертов Н.К.Метнера с автором в качестве солиста), а также симфоний Брамса. Эти записи дают возможность почувствовать, в чем был секрет неповторимого и неугасающего артистического обаяния дирижера.

С детских лет Исай Александрович увлекался сочинением музыки. Следуя музыкальным традициям позднего романтизма и, особенно, Скрябину, он писал поэмы, баллады, танцы и другие пьесы для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром; 2 сонаты для фортепиано (2-я посвящена Скрябину) и 2 сонаты для скрипки и фортепиано, скрипичные пьесы (с фортепиано), романсы, театральную музыку и оперу «1001 ночь». Своим произведениям Добровейн не придавал особого значения и больше любил импровизировать, ничего не записывая.

Очень любил природу и рыбалку. Целые дни в детстве проводил на Волге. Поселившись в 1922 году в Германии, он с семьей часто снимал на лето дачу близ Гайенхофена, у Боденского озера, где просиживал с удочкой долгие часы. Болезненно переживал разлуку с родиной, отрадой его жизни была русская музыка. Часть архива музыканта была передана его вдовой в ГЦММК им. М.И.Глинки (ныне Российский национальный музей музыки).

В.Р.Зубова