Открытие выставки «Русские музыканты в Ливане: вариации на арабскую тему»

Директор ДРЗ В.А.Москвин

Чрезвычайный и Полномочный Посол Ливанской Республики в Российской Федерации Шауки Бу Нассар

Рабочая группа выставки, слева направо: Т.В.Бахер, Е.В.Кривцова, С.Ю.Урбан, Д.Б.Левина

Профессор Высшей школы экономики, бывший советник по культуре и информации Посольства России в Ливане С.А.Воробьев

Г.А.Серов и куратор выставки Е.В.Кривова

Автор выставки Т.В.Бахер

Главный хранитель ДРЗ Е.В.Кривцова

Выступление музыкантов. Дипломант международных конкурсов В.Бисенек (фортепьяно), лауреат международных конкурсов, артистка оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Н.Калашникова (виолончель)

Выступление музыкантов. Лауреат международных конкурсов, артистка оркестра театра «Геликон-опера» Т.Коваленко

Во время осмотра выставки

Во время осмотра выставки

Директор ДРЗ В.А.Москвин

Чрезвычайный и Полномочный Посол Ливанской Республики в Российской Федерации Шауки Бу Нассар

Рабочая группа выставки, слева направо: Т.В.Бахер, Е.В.Кривцова, С.Ю.Урбан, Д.Б.Левина

Профессор Высшей школы экономики, бывший советник по культуре и информации Посольства России в Ливане С.А.Воробьев

Г.А.Серов и куратор выставки Е.В.Кривова

Автор выставки Т.В.Бахер

Главный хранитель ДРЗ Е.В.Кривцова

Выступление музыкантов. Дипломант международных конкурсов В.Бисенек (фортепьяно), лауреат международных конкурсов, артистка оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Н.Калашникова (виолончель)

Выступление музыкантов. Лауреат международных конкурсов, артистка оркестра театра «Геликон-опера» Т.Коваленко

Во время осмотра выставки

Во время осмотра выставки

3 сентября 2019 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки «Русские музыканты в Ливане: вариации на арабскую тему».

В самом начале нового учебного года в стенах Дома русского зарубежья открылась замечательная выставка, повествующая о наших соотечественниках, около века назад заложивших фундамент академического музыкального образования в Ливане. Скорее всего, имена выходцев из России так и не были бы известны на родине, если бы не энтузиазм жительницы Ливана, давнего друга ДРЗ, филолога, автора выставки Татьяны Владимировны Бахер.

Начиная вечер, посвященный открытию экспозиции, ее куратор, заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества ДРЗ Елена Кривова поблагодарила Татьяну Владимировну за значительный вклад в изучение культурного наследия русской эмиграции в Ливане и представила членов рабочей группы, преобразовавшей труд нашей соотечественницы в полноценный выставочный проект: заведующую сектором фотодокументальных выставок ДРЗ Светлану Урбан (дизайн и верстка выставки), главного хранителя музейных предметов ДРЗ Елену Кривцову (консультирование, подготовка музыкальной программы), сотрудника сектора фотодокументальных выставок ДРЗ Дарью Левину (экспозиция в витринах).

Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, поприветствовавший ливанских коллег и автора экспозиции, отметил: в ДРЗ регулярно открываются выставки, посвященные теме русского присутствия в Ливане. Русская музыка рубежа веков, добавил Виктор Александрович, — одна из вершин мировой музыкальной культуры; во многих странах мира русские музыканты внесли большой вклад в становление и развитие этой неотъемлемой части культурной жизни...

От имени ливанских коллег Чрезвычайный и Полномочный Посол Ливанской Республики в Российской Федерации Шауки Бу Нассар поблагодарил организаторов выставки и персонально Татьяну Бахер за осуществление проекта, подчеркнув: культура — один из основных спектров развития двухсторонних отношений обеих стран, насчитывающих более чем трехвековую историю, — дружеские связи России и Ливана «уходят в XVIII век», когда российские миссии Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) строили на древней ливанской земле госпитали, школы и другие объекты гуманитарной направленности. Установлению официальных дипломатических отношений между СССР и Ливаном, напомнил господин посол, в этом году исполняется 75 лет, и это событие отмечено большим количеством взаимных визитов.

Церемонию открытия продолжил экс-советник по культуре и информации российского посольства в Бейруте Сергей Воробьев, составитель сборника «Русские в Ливане: история и современность». Сергей Александрович рассказал, в том числе, о подготовке нового сборника под рабочим названием «Российско-ливанский альманах», выход которого приурочен к 75-летию установления дипломатических отношений между нашими странами, привел примеры интереса российской и ливанской интеллигенции к общему культурному наследию.

Организаторов и гостей выставки поприветствовал и даритель Дома, представитель Русского Ливана, архитектор, художник-акварелист, внук великого русского художника Валентина Серова — Григорий Серов. «Удивлен, — поделился с присутствующими Григорий Александрович, — что Татьяна Владимировна до такой степени изучила этот вопрос!..»

Сама же Татьяна Бахер, представляя свою работу гостям церемонии, рассказала об истории увлечения темой, которая началась со знакомства с «великим национальным композитором» Заки Нассифом — учеником русских преподавателей. Имена учителей ливанского музыканта, по словам Татьяны Владимировны, «не говорили ей ничего», и исследовательница твердо решила восполнить пробел в этом интереснейшем и важном вопросе.

Работа с архивными материалами и свидетельства бывших учеников русских энтузиастов (к слову, на выставке представлены документы из Государственного архива Тверской области (Фонд А.А.Корноухова), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича, библиотеки Американского университета Бейрута, частных собраний) показала: с начала 1920-х годов в Ливане сформировалась многочисленная община российской послереволюционной эмиграции, в которой, помимо русских инженеров и техников, были и музыканты. Эта профессия оказалась неожиданно востребованной в развивающемся ливанском обществе. Большинство музыкантов, как и остальные члены русской общины, осели в Бейруте, где их искусство достойно оплачивалось и пользовалось благожелательным отношением властей и местных жителей.

В 1923 году, продолжила Татьяна Владимировна, по инициативе выпускника Санкт-Петербургской консерватории Аркадия Яковлевича Кугеля в Американском университете Бейрута был организован первый в Ливане симфонический оркестр. Интерес к классической музыке и игре на музыкальных инструментах среди жителей ливанской столицы оказался столь велик, что в 1928 году было принято решение создать профессиональное учебное заведение — Институт музыки Американского университета Бейрута. Большинство его преподавателей были выходцами из России: выпускники Санкт-Петербургской консерватории Аркадий Кугель (директор-основатель), Мария Кугель (Малинская), Рудольф Кугель, Гавриэль Аблин, Тина Мантейфель, выпускник Московской консерватории Алексей Корноухов, Кира Личкус, Елена Лазарева, Адольф Савранский, М.Кричевская. Институт музыки вырастил целое поколение молодых музыкантов-исполнителей и педагогов. Его учениками были классики ливанской музыки — композиторы Туфик Эль Баша и Заки Нассиф, основатель Ливанской академии изящных искусств Алексис Бутрос.

Важную роль в популяризации классической музыки в Ливане сыграла возникшая при участии русских музыкантов Ассоциация музыкантов-любителей, из которой выросла Школа музыки — первый факультет Ливанской академии изящных искусств. Значительный вклад внесли преподаватели из России в становление и развитие Ливанской консерватории музыки, получившей с конца 1920-х годов статус национальной…

Завершая свое выступление, Татьяна Бахер поблагодарила Дом русского зарубежья «за возможность возрождать имена» и обратила внимание гостей вечера: сегодня, впервые в России, на сцене ДРЗ будут исполнены произведения Аркадия Кугеля, созданные в ливанский период.

Прежде чем прозвучала музыка нашего ливанского соотечественника, Елена Кривцова, представлявшая музыкальную часть программы, отметила еще одно имя — музыканта-любителя Николая Даля, личного врача великих Рахманинова, Скрябина, Танеева… Архив Н.Даля, добавила Елена Владимировна, утерян, но даже его фрагмент, найти который все еще надеются исследователи, приоткрыл бы многие «завесы»…

Творчество крупнейшего ливанского композитора русского происхождения Аркадия Кугеля, продолжила Е.Кривцова, сочетает в себе традиции нескольких музыкальных школ — венской и петербургской. Создавая свои произведения на ливанской земле, используя ориентальные мотивы, композитор в то же время обращался и к национальному музыкальному наследию, — в его сочинениях отражено влияние Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова и даже русских народных плясовых…

В подтверждение сказанного Елена Кривцова пригласила на сцену исполнителей, представивших наследие Аркадия Кугеля. Пьесы «Два листка из альбома для фортепиано: Сувенир. Армянская песня» и «Тема с вариациями для фортепиано» прозвучали в исполнении дипломанта международных конкурсов Веры Бисенек; «Колыбельная для скрипки с фортепиано» и «Восточный танец для скрипки с фортепиано» — в исполнении лауреата международных конкурсов, артистки оркестра театра «Геликон-опера» Татьяны Коваленко (скрипка) и Веры Бисенек (фортепиано); «Бедуинский танец для виолончели с фортепиано» — в исполнении лауреата международных конкурсов, артистки оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Калашниковой (виолончель) и Веры Бисенек (фортепиано).

По окончании церемонии открытия гости получили возможность познакомиться с экспозицией. На фоне ярких красок ранней восточной осени с еле уловимым ароматом знойных ливанских специй — документы и фото, молчаливые свидетельства о тех, кто наполнял души и судьбы людей музыкой — понятной без перевода и на Западе, и на Востоке…

Ирина Тишина