На закрытии президент кинофорума Сергей Зайцев напомнил всем слова генерала Глебова, вдохновителя строительства Никольской церкви в Шанхае, произнесенные в 1932 году: «Созданный нами здесь, на чужбине, Храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, он будет памятником великому русскому несчастью, нашим страданиям, тоске по Родине, нашему сердечному раскаянию в грехах, вере в Бога и в воскресение Святой Руси», – и сказал, что команда фестиваля «Русское зарубежье» стремится к тому же – чтобы кинофорум стал памятником всем русским изгнанникам. И задал вопрос, обращенный ко всем: достигнем ли, и когда, «всей полноты своего значения»?..
«Русское зарубежье» – фестиваль необычный, здесь не бывает красных дорожек, не встретите кинозвезд, но зал всегда переполнен, а сами кинопоказы стоят в одном ряду с выставками и вечерами-лекциями, посвященными, например, 120-летию Владимира Набокова, 130-летию художника Юрия Анненкова, 120-летию поэта, участника Гражданской войны Ивана Савина, 150-летию «светлой памяти верного слуги России» генерал-лейтенанта барона Будберга...
Сергей Зайцев всегда подчеркивает, что фестиваль просветительский, организаторам важно рассказать о том, как люди жили в России до революции, что «знали-умели, что создали, как отстаивали свою страну, и – какую вторую Россию построили, находясь в изгнании».
«Не один десяток лет наследие русской эмиграции возвращается домой, – говорит Зайцев, – из осколков пытаемся сложить общую картину старой России. И если нам удастся, хотя бы на две трети, собрать этот пазл, чтобы показать его своим детям, задачу выполним».
К счастью, на риторический вопрос президента фестиваля, в значительной мере, уже есть ответ. К XIII кинофоруму команда Зайцева и всего Дома русского зарубежья пришла с настоящими достижениями. «В декабре 2018-го мы открыли памятник Александру Солженицыну, одному из основателей Дома, – рассказывает директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин (на фото), – музей-квартиру писателя на Тверской, где в феврале 1974-го его арестовали, а 28 мая к нам приехали гости из разных стран на открытие первого в мире государственного Музея русского зарубежья. Открыл музей министр иностранных дел Сергей Лавров, освятил митрополит Волоколамский Иларион, проникновенные слова сказала вдова Солженицына, а в июле высокую оценку экспозиции дал президент Владимир Путин. А в Русском мире произошло воссоединение архиепископии русских церквей Западной Европы с Русской церковью».
Виктор Москвин рассказал о проектах 2020 года, когда Дом русского зарубежья, во-первых, отметит четверть века. «Кажется, что срок солидный, – сказал он, – на самом деле, время спрессовано, и в 1995 году были живы участники событий 1920 года, мы с коллегами беседовали с ними, и одну из первых книжек – воспоминания Капустянского «Поход дроздовцев» по его просьбе напечатали в 1993 году».
Кроме того, в 2020 году грядет 100-летие Великого исхода из Крыма, и Москвин считает, что самое время открыть в Севастополе филиал Музея русского зарубежья.
Где, как не там, считает он, можно будет рассказать посетителям о южном периоде Гражданской войны, о выдающихся людях, вынужденных эмигрировать, – иерархах Церкви, ученых, военных, деятелях культуры (из Крыма уезжал, например, Вертинский). «Также следует отметить 150-летие Петра Струве, отвечавшего за иностранные дела в правительстве Врангеля, – считает Москвин, – все эти даты дадут начало долговременным проектам, а музей как раз есть тот самый научный культурный проект». Надежда на поддержку властей есть, директор департамента министерства иностранных дел по работе с соотечественниками за рубежом Олег Мальгинов, оглашая приветствие Сергея Лаврова, сказал, что «работа Дома русского зарубежья по возвращению имен, идей, замыслов, наших ценностей цементирует не только нашу страну, но и весь Русский мир».
Кто снимет фильм о Константинополе?
По традиции на фестивале награждают соотечественников. Специальными дипломами за вклад в сохранение русской культуры в Тунисе награждены президент Тунисской ассоциации «Российское наследие» Елена Ельцова и вице-президент Светлана Бешанова. Ельцова рассказала о том, что они волонтеры молодой организации, и своими руками приводят в порядок захоронения русских эмигрантов 1920–1921 годов. «100-летие Исхода связано с тунисской Бизертой, у берегов которой остановилась Русская эскадра, – рассказала она. – На территории Туниса находился Морской корпус, и у его берегов затоплены 33 военных корабля. В тунисской земле покоятся русские контр-адмиралы, адмиралы, вице-адмиралы, не зря Бизерту называют “Голгофой Русской эскадры”. Изучение и сохранение истории, культуры и мемориального наследия русской диаспоры в Тунисе – одно из направлений нашей деятельности. Также в качестве преподавателей занимаемся популяризацией русского языка».
Сергей Зайцев дополнил, что ассоциация восстанавливает захоронения по всему Тунису. Так, недавно в городе Мензель Бургиба (бывший Ферривиль) были обнаружены захоронения солдат Русского экспедиционного корпуса, героев его фильма «Погибли за Францию».
На вечере «Русские в Тунисе. К 100-летию диаспоры» руководители ассоциации рассказали о своей деятельности.
Специальными дипломами также награждены: в Турции – филолог, переводчик, специалист по истории русского зарубежья Марина Сигирджи и – во Франции – кинорежиссер Владимир Козлов. Марина рассказала, что, кроме восстановления фактов жизни русских эмигрантов на протяжении всего XX века, старается возвращать из забвения имена: работает с архивами, обследует некрополи. Восстановлено более тысячи имен эмигрантов первых трех лет жизни в Константинополе, который был перевалочной базой для русских людей. Все они зафиксированы в ее первой книге. Ждет режиссеров-энтузиастов, которые сняли бы фильм о жизни потомков эмигрантов, готова им помогать. О своей работе рассказала на вечере «Русская эмиграция первой волны в Турции. Русский Стамбул». Владимир Козлов представил на фестивале свой фильм об актерах передвижных театров во Франции «Не оставляй никогда балаган!». Любовь к профессии для них – смысл жизни, и передают ее из поколения в поколение.
«Философский корабль» уплыл к документалистам
В этом году зрители увидели 39 картин из 10 стран мира. По решению двух жюри, главный приз – «Философский корабль» – уплыл к документалистам. Члены жюри игровых фильмов – журналист Светлана Орехова (США) и хореограф Александр Ильин (Австралия) под председательством кинорежиссера Саида Багова (Россия) вручили спецдиплом Вячеславу Россу за фильм «Сын». В жюри неигровых фильмов – режиссеры Андрей Райкин (Россия) и Владимир Козлов (Франция) под председательством известного документалиста, лауреата Госпремии СССР, народного артиста России Виктора Лисаковича единогласно отметили высокий уровень документальных фильмов и порекомендовали расширить зрительскую аудиторию. А Виктор Лисакович заявил, что, по его мнению, руководители телеканалов должны были бы выстраиваться в очередь к организаторам кинофорума с просьбами дать возможность показать телезрителям то, что смотрят в этом зале.
Диплом жюри вручили Сергею Майорову за фильм «Строгановы. Елена последняя», а статуэтки Философского корабля – Рубену Росселло за фильм «1918. Бегство из России» (Швейцария) и Доле Гавански за «Женский день» (Великобритания, Россия, Германия, Болгария). Гавански рассказала, что три года снимала свое кино о русских женщинах, в чьих биографиях отразились разные этапы их жизни в XX веке, и в помощь ей была любовь к России и русской культуре. А Чрезвычайный и Полномочный посол Швейцарской Конфедерации в России г-н Привителли, представляя «Бегство из России», отметил, что фестивальные фильмы из Швейцарии обычно посвящены революции, а «Истинный Октябрь» (2017) получил здесь Гран-при. В центре фильма Росселло история семьи швейцарских виноделов, с болью в сердце покинувших Россию после революции. Годы спустя их потомки приезжают сюда, чтобы увидеть места, о которых им так много рассказывали.
«До революции в России, – рассказал г-н Привителли, – жили несколько десятков тысяч швейцарцев, сейчас их около 800».
Писатель Альберт Бехтольд, до 1918 года служивший воспитателем и поваром в дворянских семьях, писал в романе «Петр Иванович»: «Привязан к России, которую знаю, а не к той, которая существует сегодня, но, несмотря ни на что, верю, что хорошее в русском народе не исчезнет». Руководитель департамента культуры посольства Швейцарии в России Наталья Наумова рассказала, что фильм снимался в италоязычном кантоне Тичино, играющем особую роль в истории российско-швейцарских культурных связей, достаточно вспомнить строителей Кремля – Солари и Петербурга – Трезини.
«Этот фильм о людях, которые пережили все, кроме расставания с Россией, – сказала Елена Гладкова, отвечавшая за русскую часть производства. – Главный герой картины, увезя семью из России, через несколько дней умер от разрыва сердца. А бабушка так много рассказывала внучкам о родине, что те думали – они русские».
«Мария Миронова ищет сына»
На фестивале много дополнительных наград. Спецдипломами фестиваля наградили режиссера фильма «В плену у сакуры» Исаки Иноуэ (Япония) – за освещение важного этапа в отношениях Японии и России (1904 год), а также юного актера Арсения Ромашина (фильм Вячеслава Росса «Сын»). Росс, который в 2014 году возглавлял жюри фестиваля, поделился: «Моего сына тоже зовут Арсений, и, снимая кино, я думал о нем. Это важная роль в картине, в Москве мы не нашли исполнителя, и в Риге, где в основном снимали, продюсеры дали объявление: “Мария Миронова ищет сына” (актриса сыграла мать мальчика). Был целый переполох, большой кастинг, в результате нашли Арсения. Приз передам – он будет рад». Спецдипломы Дома русского зарубежья вручили: Светлане Астрецовой – за освещение страниц биографии любимца публики («Вертинский. Одинокий странник»); Алексею Бурыкину – за талантливое воплощение образа современной русской литературы в неигровом кино («Юрий Кублановский. Родина рядом»); Марианне Яровской – за фильм «Женщины ГУЛАГа» о жертвах политических репрессий в СССР.
По традиции, руководство единственного в Сербии фестиваля православного кино «Сильные духом», в лице продюсера Филиппа Кудряшова, отметило фильмы «Место, подобное раю небесному» Татьяны Оганян и «Православие на британских островах» Валерия Шеховцова. У картин есть шанс быть показанными по сербскому ТВ. «Раю небесному» создатели картины уподобили всю Россию. А у Валерия Шеховцова, отметил Сергей Зайцев, в 2020 году в пятый раз в Минске пройдет фестиваль «Евразия.DOC».
Представитель Международного центра «Образование для гуманитарного сотрудничества» вручил спецдиплом фильму Ива Риу «Белые русские» (Франция).
«Это история про русских в Париже, – говорит режиссер. – Моя супруга была в России в 1966 году, она – историк, и помогала в работе над фильмом. Премьера прошла у нас, в Культурном центре, и с тех пор я мечтал показать фильм в Москве. Эта поездка была как свадебное путешествие, мы с женой – вместе полвека, а в России я впервые».
Рядом с Чеховым
Самый торжественный момент на фестивале – вручение медали имени Михаила Чехова за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Среди 22 обладателей награды – Тонино Гуэрра, Марина Влади, Хелен Миррен, Галина Вишневская, Юрий Соломин, Николай Караченцов. На экране демонстрируются кадры из фильмов Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и Сергея Бодрова «Кавказский пленник», и по красоте их зрители чувствуют: без художника не обошлось. Действительно, медаль имени Михаила Чехова в этом году вручают художнику-постановщику Валерию Кострину, работавшему в кино, кроме Мотыля и Бодрова (по пять картин с каждым), с Глебом Панфиловым («Мать»), Ларисой Шепитько («Родина электричества»), Аркадием Сиренко («Журавль в небе», «Искушение Б»), Константином Ершовым («Степанова памятка»).
Критики пишут о Кострине: «Он – художник, чувствующий кончиками пальцев пространственный мир кинокадра, его архитектонику, состояние актера в ней. Он чувствует драматургию в ее цветовом и пластическом воплощении. Кострин – художник изменяющихся мгновений и состояний, что особенно видно в его эскизах и раскадровках».
Тем не менее никаких званий и наград у Валерия Кострина нет, хотя благодаря его таланту был создан, например, весь антураж фильма «Белое солнце пустыни»: дом Верещагина, нефтеналивные баки из фанеры и т.д. Также достоверно известно, что из списка номинантов на Госпремию РФ, а также на «Нику», его фамилия уверенной рукой вычеркивалась. Неудивительно, что реакция на сообщение о награде у художника была такой: «Неужели?! А всю жизнь кому-то другому было нужнее. Растрогали. Даже не знаю, как выразить свои чувства, что приобщен к такому ряду. Еще больше поразило то, что показали кадры из фильмов. Работа над ними шла всю жизнь, архив огромен, к сожалению, размещать его негде: мастерскую – взамен той, которую отняли из-за ремонта здания, Москва пока не предоставила». (Внимание, этот абзац адресуем чиновникам из Минкульта!).
Члены Комитета по награждению медалью имени Чехова поздравили Валерия Петровича. «На ваших фильмах, ставших отечественной классикой, выросли целые поколения, – сказал Виктор Москвин. – В молодости я работал в Музее космонавтики, и уже тогда нам было известно, что космонавты перед полетом смотрят фильм “Белое солнце пустыни”».
Художник по костюмам Нелли Фомина, обладатель медали за 2015 год, подчеркнула, что вклад Кострина в советский кинематограф уникален, а преподаватель Школы Михаила Чехова в Берлине Федор Степанов сказал, про «чувства добрые», которые пробуждают работы художника. «Любой фильм мы видим глазами художника, – сказал директор МКФ «Сильные духом» в Сербии Филипп Кудряшов, – именно он переносит на бумагу и холст то, что придумали сценарист и режиссер. И, похоже, присутствуем при последних из могикан, потому что современные фильмы создаются при помощи компьютерной графики, а в “Белом солнце пустыни” декорации можно было потрогать – каждый камушек, дверцу, тропинку, сейчас этого нет, спасибо за это кино». Историк, автор-исполнитель Виктор Леонидов, отметив фантастическую скромность и благородство лауреата, поздравил его строками из своей песни: «Река времен, пороги переправы, \Не разобрать во сне и наяву, \И лишь слова «обидно за державу»\ Почти полвека держат на плаву».
Куртка Набокова
Архив Дома постоянно пополняется, есть надежда, что музейные пространства вскоре расширятся, и многое можно будет увидеть в экспозициях. Марина Сигирджи передала в архив Дома рисунки Александра Коста, внука действительного статского советника Татищева, живущего сейчас в Доме престарелых в Стамбуле. «От русского человека в Турции» – написал он на обороте. А режиссер Алексей Бурыкин передал кассету с записью интервью с Людмилой Флам, автором книги «Вики. Княгиня Оболенская», по рассказам которой в 2010 году снял фильм «18 секунд» на киностудии «Русский путь». Вера Оболенская (Вики) – русская эмигрантка, участница Французского сопротивления, в 33 года погибшая на гильотине в немецкой тюрьме Плётцензее.
Не в обиду кинорежиссерам, но настоящее потрясение на фестивале пережили те, кто побывал в Музее русского зарубежья. Затонувшая Атлантида словно всплыла на миг, поделилась сокровищами духа и умениями, как в русских сказках, мастерить «суп из топора», когда приходится тяжко, – и снова исчезла.
О мастерстве создателей музея, которые смогли лицом к лицу столкнуть нас с живыми обитателями Атлантиды, еще писать и писать, вот всего лишь одно мнение. Саид Багов, кинорежиссер: «С экранов на тебя несутся живые лица людей, которых ты не мог знать лично, ты с первых мгновений разминулся с ними навсегда. И вот этот человек стоит перед тобой, общается, движется, и ты всем существом своим впитываешь фрагменты жизни, которая унеслась и не вернется. Фотографии, документы, сам дух музея поразителен. Леша Бурыкин показал мне куртку Набокова “с историей”: “Представляешь, в июле 1975-го я поступал на актерский в ГИТИС, а Владимир Владимирович в этой куртке носился по швейцарским Альпам в поисках бабочек, и неловко упал. И долго лежал в надежде, что ему помогут подняться, звал на помощь, но фуникулеры проезжали мимо, люди думали: cтарик развлекается. Кто-то все же позвал санитаров, ему помогли, но после этого писатель не оправился. В 1977 году его не стало”. А когда я оказался в эмиграции (в 90-х Багов проживал в Израиле), именно Набоков спас меня своей поэзией. О нем часто судят по «Лолите», а у него романы, рассказы, грандиозные лекции, поэзия. И вот это: «Верь, вернутся на Родину все,\вера ясная, крепкая: с севера\лыжи неслышные, с юга\ночная фелюга…».
Набоков многих преследует в снах, может, не очень доволен, что так негромко отметили его юбилей. Все тот же Багов: «В эмиграции мне приснился Набоков, который в шляпе с дырочками, с сачком бежал за бабочками. Кричу ему: “Вы живы, Владимир Владимирович?”, а он: “Друг мой, это для них мы умираем, на самом деле, мы смываемся”. И у Бердяева та же мысль: “Мы, на самом деле, никуда не уходим, мы остаемся, и когда будете выбирать своего очередного правителя, помните о том, что мы здесь, и, тем не менее, влияем и будем влиять на ваш выбор”.
А эти 100 лет Набоков предрек в 1918-м, сказав, что большевики уйдут, настанет диктатура, которая продлится лет 30, сформируется класс мещан, и к началу 2000-х возникнет антропологически выведенный “новый тип человека”, и тогда Россия “может закачаться и даже треснуть”.
Мы сейчас находимся как раз в этом периоде, и, если не только на словах, а на деле, будем следовать тому, что завещано великими изгнанниками, может, в России что-то и изменится». Диалог – или дискуссия, как видим, продолжается...
Фестиваль проводится при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Московского патриархата, Россотрудничества, Департамента культуры г. Москвы, Госдумы РФ и Московской гордумы.
На фото: Сергей Зайцев (справа) вручает приз представителю фильма «1918. Бегство из России»
Специально для «Столетия»